Sep 30, 2008 15:57
1. ПРИНЦИП СОГЛАСИЯ С ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ
Утилитаризм в этике ставит во главу угла интересы человека, понимаемые фактически без учета окружающей реальности. По крайней мере, эта реальность не становится предметом специального этического рассмотрения, а принцип реальности не входит в расчет. Категорический императив косвенно эту реальность учитывает, придавая абсолютный характер этическим ограничениям, которые он накладывает на практическую деятельность человека. Однако этот императив лишен онтологических оснований, ибо Кант утверждает, что он есть чисто априорная форма практического разума, т. е. встроен в человека наподобие придуманных А. Азимовым «трех законов робототехники», заложенных в программу каждого робота для того, чтобы тот не нанес вреда человеку. Тем не менее, абсолютизм этических норм, выражаемый в категорическом императиве,- это очень важный момент этики, вполне понятный и с точки зрения этического реализма.
Реалистическая этика исходит из того, что моральные нормы не просто принятая условность и не результат приспособления человека в процессе эволюционного развития. Они также и не априорная форма разума. В основе реалистической этики лежит принцип верности действительности. Но при этом действительность подразумевается включающей не только природный мир, но и сверхприродную объективную реальность (мир объективных духовных сущностей) и самого субъекта, подлежащего моральной оценке. С точки зрения реалистической этики мораль требует от человека оставаться в согласии с реальностью, быть верным этой реальности, в том числе собственной человеческой сущности. Иначе говоря, реалистическая этика требует от человека соразмерять свои поступки и их оценки с высшей духовной реальностью, с ограничениями природных и общественных условий и притязаниями
окружающих, а также с велениями совести и правильно понимаемыми собственными интересами. Для этого он обязан использовать свой разум как главную энергию человеческой природы. В конце концов и этический утилитаризм и категорический императив суть плоды человеческого разума, выросшие из стремления осознать роль и задачи человека, его место в реальной жизни. Согласие с реальностью есть основная предпосылка устанавливаемых разумом моральных норм, основанных на познании действительности, включающей в себя самого человека, и (в религиозных терминах) Божьего замысла о нем.
Однако следует помнить, что опора только на готовые плоды человеческого разума может привести к отказу от личного действия на основе разума, характерного для полуобразованности. «Такой человек не умеет исследовать и познавать, он умеет только «понимать» то, что просто и плоско, и - помнить. Он живет заученными формулами, от которых в голове все становится плоско и просто...
Вот откуда у полуобразованных людей эта безмерная притязательность и безответственность... Они не создают сами ничего но заимствуют все у других, перенимая, подражая, подхватывая и повторяя… Таинственная глубина материального и душевного мира остаётся им недоступной, и всё их воззрение на природу и людей оказывается предметом их суеверия. И нередко бывает так, что чем пошлее их миропонимание, тем фанатичнее они верят в него».*
*Ильин И. А. Путь духовного обновления /УСоч.: В 2т. М., 1994. Т. 2. С. 93 - 94.
Мир,
Жизнь,
Бог,
Шрейдер Ю.А.,
Абсолют,
Энергия,
Природа,
Этика,
Совесть,
Человек,
Разум,
Мораль,
Реальность,
Духовность