Шрейдер Ю.А. Этика.

Sep 30, 2008 15:57


1.  ПРИНЦИП СОГЛАСИЯ    С   ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ

Утилитаризм в этике ставит во главу угла интересы человека, понимаемые фактически без учета окружающей реаль­ности. По крайней мере, эта реальность не становится предметом специального этического рассмотрения, а принцип реальности не входит в расчет. Категорический императив косвенно эту реальность учитывает, придавая абсолютный характер этическим ограничени­ям, которые он накладывает на практическую деятельность чело­века. Однако этот императив лишен онтологических оснований, ибо Кант утверждает, что он есть чисто априорная форма прак­тического разума, т. е. встроен в человека наподобие придуманных А. Азимовым «трех законов робототехники», заложенных в про­грамму каждого робота для того, чтобы тот не нанес вреда человеку. Тем не менее, абсолютизм этических норм, выражаемый в кате­горическом императиве,- это очень важный момент этики, вполне понятный и с точки зрения этического реализма.

Реалистическая этика исходит из того, что моральные нормы не просто принятая условность и не результат приспособления человека в процессе эволюционного развития. Они также и не априорная форма разума. В основе реалистической этики лежит принцип верности действительности. Но при этом действительность подразумевается включающей не только природный мир, но и сверхприродную объективную реальность (мир объективных духов­ных сущностей) и самого субъекта, подлежащего моральной оценке. С точки зрения реалистической этики мораль требует от человека оставаться в согласии с реальностью, быть верным этой реальности, в том числе собственной человеческой сущности. Иначе говоря, реалистическая этика требует от человека соразмерять свои по­ступки и их оценки с высшей духовной реальностью, с ограниче­ниями природных и общественных условий и притязаниями
окружающих, а также с велениями совести и правильно понима­емыми собственными интересами. Для этого он обязан использовать свой разум как главную энергию человеческой природы. В конце концов и этический утилитаризм и категори­ческий императив суть плоды человеческого разума, вы­росшие из стремления осознать роль и задачи человека, его место в реальной жизни. Согласие с реальностью есть основная предпо­сылка устанавливаемых разумом моральных норм, основанных на познании действительности, включающей в себя самого человека, и (в религиозных терминах) Божьего замысла о нем.

Однако следует помнить, что опора только на готовые плоды человеческого разума может привести к отказу от личного действия на основе разума, характерного для полуобразованности. «Такой человек не умеет исследовать и познавать, он умеет только «по­нимать» то, что просто и плоско, и - помнить. Он живет заученными формулами, от которых в голове все становится плоско и просто...

Вот откуда у полуобразованных людей эта безмерная притяза­тельность и безответственность... Они не создают сами ничего  но заимствуют все у других, перенимая, подражая, подхватывая и повторяя… Таинственная глубина материального и душевного мира остаётся им недоступной, и всё их воззрение на природу и людей оказывается предметом их суеверия. И нередко бывает так, что чем пошлее их миропонимание, тем фанатичнее они верят в него».*
*Ильин И. А. Путь духовного обновления /УСоч.: В 2т. М., 1994. Т. 2. С. 93 - 94.

Мир, Жизнь, Бог, Шрейдер Ю.А., Абсолют, Энергия, Природа, Этика, Совесть, Человек, Разум, Мораль, Реальность, Духовность

Previous post Next post
Up