Приведем примеры еврейской паузы.
Глобальная пауза (работа) - Шабат. Человек всю неделю бежит за заработком. Нам дан специальный день, где мы ставим этот забег в режим «пауза». И сказано, что это особый день связи с духовным миром.
Мини-пауза (еда)- благословение перед едой. У человека при виде еды, как у собаки Павлова пробуждается рефлекс и желание как можно быстрее ухватить «добычу». Мы же - тормозим хватательный рефлекс и читаем особый текст. Недаром говорится, что только в самых особых случаях мы имеем право обращаться к Вс-вышнему по самому сокровенному имени и ситуация с едой - один из немногих случаев.
Семейная пауза (физическое влечение) - мы часто воспринимаем супруга как объект инстинктивного притяжения. В определенные периоды супруги должны отдалиться друг от друга физически, ставя на «паузу» инстинкт влечения.
А вот телевизор отбирает у нас паузу, во время просмотра мы не можем сами остановить сюжет и задуматься.
В паузе мы переключаемся на другой уровень ресурсов и взаимоотношения со Вс-вышним.
Так молитва - пауза для особого общения со Вс-вышним.
А урок Торы - пауза для ума, который приостанавливает свои размышления о пропитании, и открывается высоким мыслям о своем духовном предназначении.
Интересный комментарий к главе «Ваехи» от р.Гедальи Шора. Обычно в свитке Торы между главами есть интервал. Объясняют мудрецы, что этот интервал - символизирует паузу, чтобы мы могли остановиться и осмыслить прочитанное.
Перед главой «Ваехи» нет интервала. Такая глава на языке Торы называется «стума» - в переводе- закупоренная, заблокированная. И комментируют мудрецы, что это говорит о том, что без паузы наше состояние - заблокированное, ограничено простейшими инстинктивными реакциями. И говорит рав Шор, что это и есть - психология галута - изгнания души в «животный» мир.
Есть два вида галутов - бедный (когда-то Египет, недавно Советский Союз) и богатый (когда-то Вавилон, сейчас - Америка). В бедном - система запрещает «останавливаться» (как фараон в Египте), в богатом - человек сам увлекается бизнес-«забегом» за заработком и это втягивает его в бег без «пауз».
Объясняет традиция, что раб - тот, кто не распоряжается своим временем, свободный человек - включает паузу, чтобы высвободить ресурсы для свободного духовного роста и творческого развития.
meirbruk.livejournal.com/95007.html