Духовные упражнения. Св. Игнатий Лойола.

Sep 16, 2008 10:16

 
ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ

(218) ПЕРВОЕ СОЗЕРЦАНИЕ

[того], как Христос, Господь наш, явился Пресвятой Деве (см. 299)

Обычная подготовительная молитва.

(219) Первое вступление: Повествование о том, как по кончине Христа на кресте, Тело Его осталось отделенным от Души, но неизменно пребывало соединенным с Божеством, и как Его блаженная Душа, по-прежнему соединенная с Божеством, низошла во ад; вывела оттуда души праведных и возвратилась ко гробу; и как [Христос] воскресший явился - с телом и душой - благословенной своей Матери.

(220) Второе вступление: Представление места - представить святой гроб, местоположение дома Госпожи нашей, отдельные его комнаты, ту, в которой она живет, молельню и так далее.

(221) Третье вступление: Просить о том, чего желаешь; здесь следует испрашивать благодати, дабы сильно возрадоваться и возвеселиться столь [великой] славе и радости Христа, Господа нашего.

(222) Первый, второй и третий пункт будут обычные, как было при [созерцании] Вечери Господней.

(223) Четвертый пункт: Рассматривать (considerare) то, как Божество, таившееся во время страданий, теперь столь чудесно является и открывает себя в святейшем Воскресении, через истинные и святейшие Его действия.

(224) Пятый пункт: Заметить, как Христос, Господь наш, принимает роль Утешителя; и сравни с этим, как должно [поступать], чтобы утешать друг друга.

(225) Окончить одной или несколькими беседами, соответственно содержанию созерцания, и молитвой Отче наш.

(226) Первое примечание. В последующих созерцаниях необходимо проходить все тайны [славы] Воскресения до Вознесения включительно, пользуясь способом, указанным ниже, сохраняя на протяжении всей Недели, [посвященной] Воскресению, ту же форму и тот же метод, которые были в Неделю, [посвященную] Страстям Господним. Первое созерцание - Воскресения - должно служить образцом [в том], что касается вступлений, которые должны соответствовать содержанию созерцания; и для четырех пунктов, которые остаются такими же; и [для] добавлений, о которых речь идет ниже; также и во всем остальном, в повторениях, в приложении чувств, в сокращении или продлении [созерцания] тайн, можно руководствоваться методом, данным для Недели, [посвященной] Страстям.

(227) Второе примечание. Обыкновенно в эту четвертую Неделю более полезно, нежели в трех предыдущих, совершать только четыре Упражнения, а не пять. Первое - утром, тотчас же после пробуждения; второе - во время литургии или перед обедом, вместо первого повторения; третье - во время вечерни, вместо второго повторения; четвертое - перед ужином, совершая приложение чувств к трем Упражнениям этого дня, останавливаясь и замечая важнейшие части, которыми мы были более тронуты и [благодаря] которым имели духовное утешение.

(228) Третье примечание. Хотя во всех созерцаниях указано известное число пунктов - три, пять и так далее, тем не менее созерцающий может их уменьшить или увеличить соответственно тому, что сочтет для себя наилучшим. В таком случае для него будет весьма полезно до начала Упражнений определить желаемое число пунктов.

(229а) В эту четвертую Неделю следует изменить следующие (из десяти) добавления: второе, шестое, седьмое и десятое.
Второе: Сразу по пробуждении рассмотреть созерцание, которое предстоит совершить, желая возвеселиться и проникнуться радостью [воскресшего] Господа нашего Иисуса Христа.

(229б) Шестое: Вспоминать и думать о вещах, побуждающих к духовному утешению, радости и духовному веселию, как, например, о небе.

(229в) Седьмое: Размышлять о радостном свете дня и всем том прекрасном, что приносит нам каждое время года, а именно - прохлада летом; яркое солнце и тепло огня зимой; и все это в той мере, какая поможет душе возрадоваться в нашем Творце и Искупителе.

(229г) Десятое: Вместо [дел] покаяния следить только за умеренностью и средней мерой во всем, если нет [в эти дни] церковного поста и воздержания, которые надо всегда соблюдать, если к тому нет серьезных препятствий.

(230) СОЗЕРЦАНИЕ РАДИ ОБРЕТЕНИЯ ЛЮБВИ

Вначале необходимо обратить внимание на два обстоятельства.

(231) Во-первых, любовь следует вкладывать более в дела, нежели в слова.
Во-вторых, любовь заключается во взаимном общении сторон; то есть - любящий дает любимому и преломляет с ним то, что имеет, или часть того, что имеет, или то, что может [соделать для него], и взаимно - любимый любящему; так, если один имеет знание, то дает его другому, его не имеющему; если же кто [имеет] почести или богатство - делится ими с другим.

Молитва: обычная молитва.

(232) Первое вступление: Представление места; здесь увидеть себя предстоящим Богу, Господу нашему, ангелам и Святым, ходатайствующим за меня.

(233) Второе вступление: Просить о том, чего желаешь; здесь просить о внутреннем познании множества благ, полученных от Бога, дабы, познав их, во всех них ты смог бы возлюбить [Его] и служить Его Божественному Величию.

(234) Первый пункт: Вспомнить полученные благодеяния - создания, искупления, и дары, по отдельности [мне] данные, взвешивая с глубокой любовью все, что сделал для меня Господь, Бог наш, и сколько Он мне дал из того, что имеет; и, кроме того, как тот же Господь желает дать мне Себя Самого, насколько может, по Своему Божественному изволению. И затем подумать, [углубившись] в себя, разбирая [сообразуясь] с разумом и справедливостью, что я должен буду со своей стороны предложить и дать Его Божественному Величию; именно: все, что мое, и меня самого вместе с этим, и, как желающий принести с великим чувством, [сказать]:
- Возьми, Господи, и прими всю мою свободу, мою память, мой разум и всю мою волю - все, что имею и чем обладаю; Ты даровал мне все сие - Тебе, Господи, их возвращаю; все Твое, распоряжайся им по Твоей воле; даруй мне любовь Твою и благодать, сих будет мне достаточно.

(235) Второй пункт: Рассмотри, как Бог обитает в творениях - в стихиях, даруя им бытие, в растениях, даруя им произрастание, в животных, даруя им чувства, в людях, даруя им разумение; и во мне самом, даруя мне бытие, жизнь, чувства и разумение; и, кроме всего прочего, претворяя меня в храм Свой, ибо я был создан по Образу и Подобию Бога Всевышнего.
И вновь размысли в самом себе, соответственно сказанному в первом пункте, или каким-либо другим образом, который тебе покажется наиболее подходящим.

(236) Третий пункт: Заметить, как Бог действует и трудится ради тебя во всех вещах, сотворенных на лице земли, являясь как бы тружеником в небесах, в стихиях, в растениях, в злаках земных и так далее, даруя им бытие, [и] сохраняя [их], даруя им произрастание, чувства и так далее. Затем обратись мыслью в себя.

(237) Четвертый пункт: Рассмотреть [следующее] - как все блага и дары нисходят свыше, так моя ограниченная сила происходит от наивысшей и бесконечной силы свыше; и таким же образом праведность, доброта, благочестие, милосердие и так далее, подобно тому как от солнца исходят лучи, из источника - струи и тому подобное. В заключение обратиться мыслью в себя, как было сказано выше.
Окончить Беседой и Отче наш.

(238) ТРИ ОБРАЗА СОВЕРШЕНИЯ МОЛИТВЫ

Первый образ молитвы относится к десяти заповедям, к семи смертным грехам, к трем силам души и к пяти чувствам тела; этот образ совершения молитвы является не каким-либо видом или родом молитвы, но скорее формой, методом и неким Упражнением для подготовления души, дабы она возрастала и дабы ее молитва стала угодна Богу.

(239) Сперва нужно совершить равноценное тому, что указано во втором добавлении второй Недели, а именно: прежде чем начать молитву, необходимо обрести покой в мыслях, - совершать это сидя или прохаживаясь, как тебе покажется лучше, размышляя о том, куда я иду и зачем; и это добавление должно соблюдаться в начале всякого способа совершения молитвы.

[О ЗАПОВЕДЯХ]

(240) Затем совершается как бы подготовительная молитва: например, следует просить Господа Бога о благодати познания, в чем я согрешил в десяти заповедях, и о благодати помощи, чтобы исправиться на будущее, просить также о совершенном уразумении этих заповедей, чтобы лучше их хранить ради прославления и восхваления Божественного Величия.

(241) Для первого образа совершения молитвы следует рассмотреть и продумать то, как я хранил и в чем нарушал первую заповедь. Приму за правило [следующее]: буду размышлять над этим в течение времени, достаточного для прочтения трех Отче наш и трех Богородице Дево; и если в это время найду какое-либо свое прегрешение, буду просить прощения и отпущения этой вины и прочту Отче наш. И таким способом пройду каждую из десяти заповедей.

(242) Следует отметить, что если кто-либо в размышлении дойдет до заповеди, против которой обычно не грешит, то нет необходимости, чтобы задерживался на ней в течение всего указанного времени: но, сообразуясь с большим или меньшим нарушением той или иной заповеди, необходимо согласно этому задержаться на ней, чтобы произвести испытание; таким же образом поступают относительно смертных грехов.

(243) Останавливаясь так на всех десяти заповедях, каясь в своих грехах и испрашивая у Господа Бога благодати и помощи для исправления, закончить Беседой с Господом Богом, сообразно содержанию [Упражнения].

[О СМЕРТНЫХ ГРЕХАХ]

(244) Что касается семи смертных грехов, то после [указанного] добавления совершается подготовительная молитва - способом, уже указанным, с тем изменением, что здесь речь идет о грехах, которых нужно избегать, а там шла речь о заповедях, которые надлежит сохранять. Подобно предыдущему, здесь сохраняется порядок и правила, уже указанные, а также беседа.

(245) Чтобы лучше познать свою виновность в смертных грехах, нужно также рассмотреть им противоположные добродетели, и, чтобы вернее избежать этих грехов, нужно принять решение и постараться стяжать эти семь противоположных добродетелей и через святые Упражнения в них укрепиться.

(246) [О ТРЕХ СИЛАХ ДУШИ]

При [размышлении] о трех силах души нужно сохранять тот же порядок и правила, как и при [размышлении] о заповедях, совершая соответствующее дополнение, подготовительную молитву и Беседу.

(247) [О ПЯТИ ЧУВСТВАХ ТЕЛА]

Что касается пяти чувств тела, то [здесь] сохраняется все тот же порядок, изменяется лишь содержание.

(248) Тот, кто в пользовании своими чувствами хочет подражать Господу нашему Христу, пусть поручит себя в подготовительной молитве Его Божественному Величию; а после рассмотрения каждого чувства прочитает Богородице Дево или Отче наш; если бы кто захотел в пользовании чувствами подражать Пресвятой Деве, то пусть поручит себя Ей в подготовительной молитве, дабы Она испросила эту благодать у Своего Сына; а по рассмотрения каждого чувства пусть прочитает Богородице Дево.

(249) ВТОРОЙ ОБРАЗ СОВЕРШЕНИЯ МОЛИТВЫ

состоит в созерцании смысла каждого слова молитвы

(250) То же добавление, что в первом способе молитвы, сохраняется и во втором.

(251) Подготовительная молитва должна быть соотнесена с лицом, к которому обращено моление.

(252) Второй образ совершения молитвы состоит в [следующем]: Стоя на коленях или сидя, сообразно тому, что каждый найдет для себя более удобным, а так же тому, что каждому больше подходит в смысле благоговейного настроения, закрыв глаза или же устремив их в одно место и не обращая их по сторонам, произнести слово Отче; и задержаться на нем столько времени, сколько необходимо для обретения присущих ему смыслов, подобий, ощущений и умилений; и так же поступай относительно каждого слова Отче наш или какой-либо другой молитвы, выбранной для совершения этим способом.

(253) Первое правило: Указанным образом в течение целого часа следует пройти всю Молитву Господню; по окончании ее пусть прочтет обычным образом - Богородице Дево; Верую; Душа Христова; Радуйся, Царица.

(254) Второе правило: Если случится кому обрести в одном или в двух словах Молитвы Господней богатый материал для размышления, вкус и утешение, то пусть не старается идти далее, хотя бы уже кончалось [положенное] время, когда же оно кончится, прочитать оставшуюся часть Молитвы Господней обычным образом.

(255) Третье правило: Если кто на одном или двух словах молитвы Господней задержится на целый час и на другой день захочет вернуться к той же молитве, то пусть прочитает обычным способом слова, [уже разобранные], и начнет размышлять (созерцать) со слова, непосредственно следующего, способом, данным во втором правиле.

(256) Нужно заметить, что, окончив Молитву Господню в один или несколько дней, таким же способом следует рассмотреть Богородице Дево и другие молитвы, дабы некоторое время пребывать в Упражнении совершая одну из них.

(257) Другое примечание. По окончании молитвы нужно обратиться к тому Лицу, к которому она была направлена, и в немногих словах просить благодати и добродетели, в которых ощущаешь наибольшую потребность.

(258) ТРЕТИЙ ОБРАЗ СОВЕРШЕНИЯ МОЛИТВЫ

Ритмичное произнесение молитвы

Добавление то же, что для первого и второго образа совершения молитвы.
Подготовительная молитва - как при втором образе [совершения молитвы].
Третий образ совершения молитвы состоит [в следующем]: соразмерно дыханию молиться умственно, произнося в это время слова Молитвы Господней или иной молитвы, которую читаешь, так чтобы произносить по одному слову, [имеющему самостоятельное значение], между последовательными вдохами; и в течение этого времени обращать особое внимание на значение этого слова, или на Лицо, к которому оно обращено, или на свое ничтожество, или на разницу между величием того Лица и моим ничтожеством; и таким образом прочитать остальные слова Отче Наш, а затем иные молитвы, например: Богородице Дево; Душа Христова; Верую и Радуйся, Царица. Их следует прочитать обычным способом.

(259) Первое правило: Если на другой день или в другой час [того же дня] кто-нибудь захочет таким образом молиться, то пусть прочтет Богородице Дево мерным способом, а прочие молитвы - обыкновенным, и так постепенно поступит с иными молитвами.

(260) Второе правило: Если кто захочет увеличить пребывание в ритмичном образе моления, может [последовательно] прочитать все вышеупомянутые молитвы или часть их, следуя способу ритмичных вдыханий, как было указано выше.
http://www.jesuit.ru/doc/du.htm

Духовные упражнения

Previous post Next post
Up