Очень нравится мне Юмористическая книжка (путеводитель для безнадежных оптимистов), написанная преподавателем ЧГУ, экскурсоводом Чебоксарского бюро путешествий и экскурсий, Ильмендеровой Л.В.
Построенная в 1763 году, это была одна из самых красивых, единственная двухэтажная церковь в Чебоксарах. Однако в 1929 году снесли колокольню, в конце 70-х засыпали песком и забетонировали первый этаж. То, что мы видим сейчас, - это второй этаж церкви. Пострадало тогда не только это здание (собственно, Успенской церкви ещё повезло, пусть в таком виде, но сохранилась), треть старого города была разрушена. Так мы договорились до строительства Чебоксарской гидроэлектростанции. От церкви видна часть противоположного берега, укреплённого высокой железобетонной стеной: вот настолько, ещё на пять метров, предполагалось поднять уровень воды, и тогда получилась бы на этом месте "Волжская Венеция". Волжская вода должна была элегантно войти в город. Но у нас ведь как? Один придумал, другой сделал, третий за всё отвечает. Проходили годы, уровень воды до проектной отметки так и не подняли. А берега-то уже укреплены, так называемая "зона затопления" подготовлена. Народ, конечно, называл это место просто "зона":
"На работу где пойдёшь?" - "Через зону". Вот и ходили мы лет двадцать по "зоне", пока наш молодой, энергичный президент Николай Васильевич Фёдоров не сказал: "Это ворота, это лицо города". И вот тогда построили дамбу (красиво он её назвал, "Дорога к храму"), стали закачивать воду в залив, включили фонтаны, и мы за эту прелесть даже получили Государственную премию России.
С дамбы видны и строения женского Спасо-Преображенского монастыря. Располагается он на Владимирской горке на противоположном берегу залива. По одной из легенд, холм этот - насыпной. Одно время там находился мужской Владимирский монастырь. Два мужских монастыря - с юга Владимирский, с севера Свято-Троицкий - как бы защищали город, располагавшийся на берегах речки Чебоксарки. Реки сейчас нет, ушла, как и город XIX века, на дно залива.
Во время пешеходных экскурсий я показываю и здание Театра оперы и балета, находящееся за Московским мостом. Причём, показывая здание, не говорю, что там находится, а обращаюсь к группе с предложением определить, что это за здание. Каких только вариантов ответа не услышишь! Цирк, банк, Белый дом, мэрия,... Довольно часто слышу в ответ: "Элеватор!" Это меня особенно радует. Я даже вручаю приз "За интернациональность ассоциаций", поскольку немецкие туристы считают, что это Getreidesilo (элеватор, зернохранилище). Да что туристы! Водители автобусов и те, когда говоришь, что нужно подъехать к театру, тихонько спрашивают: "К какому? К элеватору?"
Вспоминаю одну из статей в "Советской Чувашии": "Чебоксарцы просто не привыкли к подобного рода сооружениям. Придёт время - именно Театр оперы и балета станет символом нашего города. Да вы только всмотритесь! Здание напоминает лебедя, который присел на берегу залива, расправив крылья, и через минуту взмоет ввысь!" Ну слабо у меня с художественным вкусом, да и с воображением тоже. Столько лет безуспешно смотрю на здание театра! Нет, лебедя так и не увидела.
Продолжение следует!