ВОСЕМЬ ПРИЧИН НЕ ДЕЛАТЬ ТВОРЧЕСТВО СВОЕЙ РАБОТОЙ

Apr 23, 2015 12:34


Очень хорошую статью написала Мария Жиган для Жить интересно.

C одной стороны, я постоянно пишу о том, как важно найти себе Дело по душе, заниматься им с удовольствием. С другой стороны, важно понимать, что свое Дело - это труд, нужно быть к этому готовым.

Так что почитайте эту статью, рекомендую.

***

Есть такая известная фраза «Выбери себе работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни».

Она кажется очень привлекательной для многих людей, особенно для творческих и креативных.

Поэтому так много пишут о том, что стоит бросить свою привычную скучную работу и заняться любимой творческой. Казалось бы, что может быть лучше работы из любимого хобби. Ты занимаешься тем, что любишь, да еще и получаешь за это деньги.

Сейчас проводится огромное количество тренингов на тему, как превратить свое хобби в работу. Они собирают толпы жаждущих сменить постылое офисное рабство на творческую феерию. Ведь это так прекрасно - творить и получать миллионы.

И все кажется очень красивым и привлекательным, если бы не несколько НО!

Фото: firestock.ru
Людям продают надежду, но не предупреждают о том, что на самом деле ждет их на этом пути. Если рассказать правду, то желающих тренироваться станет намного меньше. Потому что работа - это не просто хобби. Это бизнес. А бизнес - это другой подход к жизни. Совсем другой. Другой уровень ответственности, принятия решений, навыков и т.д.



Я занимаюсь развитием креативности уже шесть лет, учу людей быть более творческими, раскрывать в себе креативный потенциал, и, казалось бы, я должна быть адептом движения «творчество-работа», но на самом деле нет. Я вижу, как страдают люди, у которых по ряду причин не получается организовать свой бизнес, они мучаются сложностями в продажах и маркетинге, поиске клиентов, страдают от публичной критики и осуждения, отсутствия признания, и все это потом приводит к тому, что вместо радости от любимого дела их преследуют депрессии. Потому что построить бизнес - это не то же самое что придумать, нарисовать, сфотографировать, сшить и т.д..

Этого можно было бы избежать, если бы на начальном этапе их предупредили, с чем придется столкнуться, чтобы они прокачивали не только свое творческое начало, но и бизнес-навыки.

В этой статье пойдет речь о подводных камнях работы-творческого хобби. Я хочу рассказать о том, с чем творческие люди могут столкнуться на пути к такой работе и почему надо хорошенько подумать перед тем, как сделать творчество делом своей жизни.

Писать такую статью для журнала «Жить интересно!» достаточно рискованно, потому что здесь много пишут о том, что надо следовать за мечтой, и в том числе не бояться менять работу на более творческую. Но я-то знаю, что бывает, когда пытаешься меняться и при этом не видишь обратной стороны этих изменений.

Я знаю, что могу вызвать возмущение и несогласие тех, у кого все получилось. Люди могут говорить, что это неправда, потому что их опыт как раз обратный, и они стали намного счастливее, сделав творчество своей работой. Но так получается не у всех. Если равняться только на известные истории, создается впечатление, что все легко и просто. Но мы ничего не знаем о тех, кто пытался и не смог. И мне хочется предупредить заранее, чтобы вооружить всех стоящих на пороге выбора между творчеством и работой.

Так что пусть это будет альтернативное мнение, которое можно принять во внимание.

Итак, восемь причин не делать творчество своей работой.
1. На работе нет места свободе

Творчество - это процесс, когда вы находитесь наедине с собой, вы погружаетесь в то, что делаете. Вы сами ставите себе задачи, сами их корректируете, идете за тем, что говорит вам ваша муза. Это процесс сродни магии. Вы уходите в стихию, вы находите там отдушину.

На работе у вас не будет возможности выбирать, что делать. Вам будут ставить задания, никого не интересуют ваши муза и вдохновение. Задачи должны быть выполнены к сроку, оформлены по ТЗ, никто не позволит вам делать то, что хочется исключительно вам. Появляется принуждение и давление со стороны.

И оказывается, что это уже не так легко. Потому что муза есть не всегда, а выполнять работу надо. Именно в таком состоянии часто возникают творческие кризисы. Потому что ваши внутренние идеи еще не созрели, а сроки уже подошли.



У меня есть одна знакомая, которая очень любила вязать. Раньше она могла заниматься этим часами, засиживаясь до 4-х часов утра. А потом она стала вязать вещи на продажу. Заказов стало много, они стали занимать больше времени, она стала слишком серьезно относиться к ним. И в какой-то момент потеряла ту радость, которую получала от процесса раньше. Потому что теперь на первый план вышел результат - конечный продукт, который надо получить. Любимое хобби превратилось в конвейер заказов.

Теперь она уже не вяжет ночи напролет. Она вообще перестала вязать для себя. Она потеряла свое хобби.
2. Вам нужен отдых

Хобби - это то, чем мы наполняем свободное время. Если вы все время рисуете или пишете под заказ, или вяжете, или шьете по работе, то чем вы планируете заниматься в свободное время?

Вам придется найти для себя новое хобби. Потому что вашему мозгу необходим отдых и переключение. Иначе ему грозит выгорание. Если вы все время будете напрягать ваши творческие мышцы только в одном ключе, они устанут и в какой-то момент больше не смогут работать настолько эффективно, насколько вам нужно.

Если вы работаете в смежной сфере, но рядом с любимым занятием, то после трудовых будней, наполненных задачами, сроками и прочим, разве будет у вас время и желание продолжать это делать еще и дома?

Когда я много работаю и придумываю идеи по работе, то, приходя домой, я совершенно не хочу думать ни о чем подобном для себя. А ведь это могло бы приносить мне радость. Но у меня нет на это сил. Вся энергия ушла на рабочие проекты и мне требуется время для восстановления. И если я за вечер успеваю отдохнуть, то на следующий день меня снова ждет работа, а не время для своих личных идей.
3. Работа - это не только любимое дело

Например, я очень люблю что-то придумывать и креативить, но моя работа - это не только идеи. Это и много административных обязанностей, каких-то скучных рутинных бумажных дел и т.д.

Так и с творчеством. Если вы решите сделать из хобби бизнес, то, исходя из мысли, что работа должна приносить прибыль, встанет вопрос о том, как этот бизнес развивать. И кроме умения делать свое дело, вы должны задуматься, насколько у вас развиты способности к поиску клиентов, продажам, маркетингу, первичной бухгалтерии и т.д.
4. Работа - это получение денег за свой труд

Часто у творческих людей возникают сложности с установлением цены за свои услуги и принятием денег за их работу. Многие подсознательно думают, что раз они и так занимаются своим любимым делом, то грех за это брать деньги. Вроде как это мы делаем по большой любви.



Именно потому, что нет разграничения в голове, что работа это то, что должно приносить деньги, а хобби - это то, что должно приносить удовольствие, люди думают, раз получают удовольствие - то и уже хорошо. Либо же в голове есть убеждения, что продавать себя стыдно и надо быть скромнее.

Далеко не все готовы спокойно продавать свое творчество и не испытывать при этом смущения, неловкости и сложностей. Поэтому работают по себестоимости материалов, за символическую плату, обеспечивая таким образом себе все большее эмоциональное выгорание.

Но какой бы сильной не была любовь к хобби, рано или поздно вы поймете, что все-таки хотите есть, одеваться и покупать себе подарки. А если брать лишь немного сверху, то начинает накапливаться неудовольствие. И в какой-то момент хобби превращается из удовольствия в раздражитель.

Говорю так из собственного опыта. Была у меня одна работа, которая мне очень нравилась. Я получала удовольствие от процесса, и все вроде бы было хорошо. За исключением оплаты. Но я думала так: пусть я и получаю небольшие деньги, но ведь мне нравится делать то, что я делаю.

Со временем я стала чувствовать, что уже не я управляю своим расписанием и нагрузкой, а мне это ставят извне. Мне приходилось заниматься работой в неудобное время, перекраивать свое расписание. А деньги я получала не такие уж и большие. В итоге, вместо того, чтобы получать удовольствие, я стала получать стресс. Потому что моя работа утомляла меня и не оплачивалась так, чтобы я была довольна энергообменом.



Я тогда истощилась настолько, что у меня даже пропали идеи и силы что-либо делать. Мне пришлось отказаться от любимого дела. Потому что заниматься им на таких условиях было очень сложно.
5. Работа - это бизнес. И он требует соответствующего отношения

Одно дело заниматься хобби-подработкой, выполнять небольшие заказчики, зарабатывать себе на бусики. Другое дело положиться на это, как на полноценный доход.

Для того чтобы много зарабатывать надо или продавать очень много по умеренной цене, или выставлять очень высокий прайс за свою работу.

Если у вас пока нет имени, то, скорее всего, второй вариант вам сразу не подойдет.

Значит, надо будет брать количеством.
И тут возникает два вопроса:
  1. Готовы ли вы так много работать и постоянно выдавать качественный творческий продукт?
  2. Сможете ли вы организовать себе достаточный приток клиентов?

Главное, быть честным с самим собой.

Уверены ли вы, что после сотой связанной кофточки, вы по-прежнему будете любить спицы, а после сотой фотосессии вас не будет тошнить при виде фотоаппарата?

Если вы ответили утвердительно, то задайте себе следующий вопрос.

Есть ли у вас ресурсы, чтобы привлечь к себе эти сто заказов?

Ведь бизнес - это не просто разовые приходы заказов и денег. Это постоянная работа над поиском клиентов.

Готовы ли вы взять на себя функцию менеджера по продажам?

Помимо того, бизнес - это еще и финансовый анализ.

Есть ли у вас понимание, сколько клиентов должно к вам обратиться, чтобы вы получили нужную сумму?

Знаете ли вы эту сумму? Или перебиваетесь случайными непрогнозируемыми заработками?

Готовы ли вы и дальше так работать?

В среде психотерапевтов это очень распространенная проблема. Продажи рассматриваются как досадные помехи на пути к любимой работе. И каждый второй психолог/тренер/коуч мечтает найти себе менеджера, который будет ему собирать большие группы, а потом он уже будет кайфовать от своего любимого дела, проводя эти группы. Но на практике оказывается, что менеджера найти очень непросто. И вот сидят бедные грустные психологи-тренеры и печалятся, как им заработать, проклиная при этом всех людей, которые не понимают, как сильно им надо лечиться и развиваться.

Думаю, такая же сложность есть и у художников, хенд-мейдеров, фотографов - у всех. Потому что любимое дело - это еще не гарантия предпринимательского таланта. А законы бизнеса одинаковы для творческих и нетворческих людей. И если вы понимаете, что предпринимательство - не ваш конек, стоит задуматься.
6. Ваше творчество может оказаться невостребованным

Ваши друзья могут говорить, что купят все ваши прекрасные рукодельные произведения, или закажут вам фото-портфолио, но правда может оказаться таковой, что рынку необходимо нечто другое. И то, что готовы покупать ваши друзья, не готовы покупать другие люди.

От людей, доведенных до отчаяния невостребованностью на рынке, нередко можно услышать такие высказывания «Эти чертовы деньги, ради них я должен горбатиться, из-за них я страдаю, люди тупые, не понимают моего творчества». Затем начинаются обвинения себя в бездарности, и пошло-поехало: мысли о бездарности не позволяют делать лучшее, это усугубляет и без того печальное положение. Замкнутый безвыходный круг.

В какой-то момент можно начать даже проклинать свое творческое начало, потому что оно привело вас в эту точку, где нет признания, денег и вам надо делать то, что вы не хотите делать.

Раз на раз не приходится. Не все становятся великими художниками. Кто-то действительно самобытен и уникален, кого-то может найти хороший продюсер и протолкнуть в нужное место.

Но все-таки зачастую приходится продавать не то, что хочется нам, а руководствоваться заказами других людей. Если ваши работы не будут востребованы, вы обречены на безденежье. А в такой работе уже нет смысла.

Чтобы продвинуть свое творчество в массы, надо обладать талантом не только в своей сфере, а еще быть хорошим маркетологом и рекламщиком. Потому что сейчас предложение намного превышает спрос, и чтобы выделяться на фоне других таких творческих бизнесов, надо уметь выгодно отличаться. А это сложно сделать просто так. Создать страницу ВКонтакте или Facebook уже недостаточно. Надо придумать себе свое уникальное отличие (уникальное торговое предложение), создать себе имя. Для этого придется понять, как строить бренд, возможно, овладеть навыками SMM и т.д. И все эти умения, опять же, из другой сферы.



По сути, творец-бизнесмен - это человек-оркестр, который кроме своего профессионального занятия должен уметь делать много других вещей и уметь выделять им время. Может даже оказаться, что на «другие вещи» времени будет уходить в разы больше, чем на само творчество.
7. Увлечение не гарантирует успеха.

Вы можете любить что-то делать, но этого не достаточно, чтобы стать мастером № 1 в сфере.

Вы можете любить заниматься дизайном одежды, но это не значит, что вы сможете стать известным модельером.

И если, опять же, возвращаться к вопросу об оплате своего труда, то за ваше реальное мастерство в сфере финансов, например, вы сможете получить больше, чем если будете посредственным дизайнером. А работа все-таки должна приносить хорошие деньги. Иначе см. пункт 4) недолго и до эмоционального выгорания, вплоть до полного отвращения от хобби.
8. Работа-хобби не гарантирует вам удовлетворения амбиций

У всех есть амбиции. И это нормально. Но если вы будете рисовать за еду, то вы не сможете сконцентрироваться максимально на внутреннем содержании работы. Как ни крути, вы будете понимать, что работаете за еду. И вместо того, чтобы делать что-то для амбиций, придется подстраиваться под рынок и продажи.

Работая на своей основной работе, вы могли бы в свободное время создать что-то очень крутое. А когда все, что вы делаете, подчинено задаче - продать, тут уже не до произведений искусства, тут нужен конвейер регулярных хороших решений.

Но чтобы выдавать хорошие творческие решения надо уметь растождествлять себя и свою работу.

Потому что как только вы начинаете ожидать какой-то результат от своего творчества, внутри зашкаливает планка важности, и становится тяжело относиться к нему непредвзято и безэмоционально, и просто делать свою работу.

Ваши работы - это как ваши дети. Разве можно кого-то выкинуть, не любить? Вот и получается, что вместо того, чтобы просто делать работу как бизнес, люди приплетают сюда свою личность. И от этого сильнее переживают отказ покупателей взять их труды. Ведь в таком случае, это равносильно отвержению их как личности и как человека.

А в любом бизнесе излишний личностный подход приводит к тому, что вы не можете объективно оценивать свою работу, а это может существенно влиять на качество и на дальнейшие действия.

И поэтому успех в бизнесе и успех в творчестве могут друг другу сильно противоречить.

Я описала основные пункты, которые стоит учитывать. При этом я уверена, что можно составить точно такой же список, почему стоит сделать творчество своей работой и это тоже будет правда.

Главное, перед тем как сделать выбор, задайте себе вопрос «Зачем вам это?»
  • Если ради денег - то, возможно, больше денег будет в другом месте, или если будет в этом, то не сразу, потому что для начала надо наладить бизнес.
  • Если ради славы, то сотни конвейерных решений для других людей могут не привести вас к этому, и лучше направить свои мысли на то, как эту славу получить более простым путем.
  • Если ради того, чтобы не работать «на дядю» и быть свободным, то избавьтесь от иллюзии, что работа на себя занимает меньше времени, чем работа в офисе. Очень часто она занимает намного больше стандартных восьми часов.
  • Если для самореализации - то примите, что бизнес и самореализация не всегда совместимы. И пока вы будете налаживать бизнес, вы можете потерять свою творческую мысль.

Все эти аргументы - не попытка отговорить вас и сказать, что ни в коем случае нельзя делать творчество своей работой. Это обратная сторона медали, которую надо обязательно учитывать и быть готовым к тому, что с этим вам придется столкнуться. Если вы хорошие специалисты в организации бизнеса, продаж, у вас сильный характер, и вы готовы все это преодолевать, чтобы всю жизнь заниматься любимым делом, то тогда вы можете просто пропустить все это мимо ушей, потому что для вас эти причины - не причины.

А если вы пока только начинаете что-то делать новое, то просто проанализируйте, насколько вы готовы ко всему. Возможно, вы решите, что любимое дело стоит всех этих усилий, и, вооружившись этими знаниями, вы пойдете штурмовать творческий Олимп. А возможно, примете решение остаться на своей работе, но поменять подход к жизни.

Если вам очень нравится творить, найдите работу, в которой вы сможете задействовать какую-то часть вашего творчества. Посмотрите на него внимательно, подумайте, что именно в этом процессе вам нравится, какие эмоции и чувства вам дарит ваше хобби. Когда вы определитесь с этим, подумайте, в какой другой работе вы можете получить подобные ощущения. Идите вглубь себя, идите за ощущениями, тогда вы сможете найти творчество и в любой другой повседневной работе.

Либо занимайтесь творчеством параллельно, чтобы на вас не висела тяжесть обязательных платежей. Это может быть в меньшем объеме, но, по крайней мере, вы не будете так сильно зависеть от результатов продаж. Это позволит вам быть более творческими и действительно дождаться «своего» клиента под ваше творчество.



Я хочу, чтобы выбор вы делали осознанно, и перед вами была полная картинка. Тогда шансов достичь успеха будет намного больше. Я считаю, что заниматься любимым творческим делом - это прекрасно и действительно меняет жизнь к лучшему. Главное - избавиться от иллюзий, что творчество автоматически решит все проблемы и вопросы, с которым сталкивается бизнесмен, когда открывает свое дело.

Если вы готовы на все то, о чем я писала выше, значит, вы действительно сможете «не работать и дня». Тогда вам в помощь пригодятся книги, которые расскажут весь процесс От и До. Например «Бизнес своими руками. Как превратить хобби в источник дохода» Ады Быковской и  «Включите сердце и мозги. Как построить успешный творческий бизнес» Дарии Бикбаевой.

Originally published at Ольга Скребейко. Коуч, автор, книжный сомелье. You can comment here or there.

Полезности, Хорошо написано

Previous post Next post
Up