По сути дела, «сумасшествие», в которое входит мир, - это во многом закономерный процесс накопления противоречий в результате диалектического развития экономических (в широком смысле слова), политических и военных составляющих в каждом государстве. В современном мире накопились нерешаемые, а подчас и намеренно игнорируемые политические, экономические и социальные проблемы. В обществах происходят бурные трансформации, порой слабо осмысляемые политическими элитами.
И в наше время, как это было неоднократно в истории человечества, накапливаются антагонистические противоречия, разрешавшиеся в прошлом через восстания, революции или кровопролитные войны.
Толчком для их начала порой достаточно было, на первый взгляд, не самых значительных событий: появление медных денег, кризис властных структур, явления «венценосных» самозванцев, выстрел в Сараево и так далее… всего не перечесть.
В прошлые века подобные кризисы затрагивали отдельные страны, что оказывало влияние на их ближайших соседей (порой стремившихся воспользоваться ситуацией для укрепления своих позиций). Далее влияние кризисов распространяется все шире - Первая мировая война, Вторая мировая война.
А во времена экономического глобализма, термоядерного оружия, взрывного развития науки и технологий неизбежный рост противоречий в наиболее развитых государствах, таких как Соединенные Штаты, способен вызвать кризис, затрагивающий значительную часть государств современного мира.
В основе любого политического кризиса неизбежно лежат экономические предпосылки. Для США это, прежде всего, поражение в глобализации. Америка предложила миру выгодные для себя условия игры, но проиграла из-за своей патологической жадности.
Ради получения максимальной прибыли высокотехнологичные производства из США в массовом порядке стали выводиться в Юго-Восточную Азию из-за крайне низкого там уровня производственных расходов.
Количественные изменения, как известно, неизбежно влекут за собой качественные. Это один из основных законов диалектики. Разумеется, никто из американских магнатов или политиков у власти не знаком с марксистским учением (как бы сказали в эпоху исторического материализма, в силу классовых причин), но не знакомы они и с учением выдающегося немецкого философа Гегеля, открывшего законы диалектики, ставшие составной частью марксизма.
Посмотрите на последних президентов США. Можно их представить изучающими Маркса или Гегеля? Но, как говорится, незнание законов не освобождает от ответственности…
В результате Америка создала себе мощнейшего экономического и политического конкурента в лице Китая и других стран Юго-Восточной Азии, которым передала не только производства и технологии, но и рынки сбыта по всему миру, включая сами Соединенные Штаты.
Дональд Трамп пытается вернуть высокотехнологичные производства из Азии в США. Но пока это ему не очень-то удается. Обещает даже погасить государственный долг, только не говорит при этом как.
Большинство сходится во мнении, что это всего лишь популистское обещание с прицелом на будущие президентские выборы. Но надо отдать должное Трампу: он единственный американский президент, который старается сдержать свои предвыборные обещания.
Тем временем долг США, во многом вызванный именно провальной операцией под именем «глобализация», достиг 22 триллионов долларов.
Вторым источником столь бурного роста госдолга являются астрономические расходы на вооруженные силы. В бюджете на 2019 год это 725 млрд долларов (в пересчете на доллары оборонный бюджет России - 46 млрд).
Значительную часть госдолга взяла на себя экономическая политика США в отношении европейских стран. Для их поддержки в целях сохранения стратегического влияния на европейском континенте (с прицелом на возможную Третью мировую войну) практически все послевоенные годы сохранялись льготные тарифы для европейских товаров, ввозившихся на территорию США. В то же время для американских товаров в Европе действовали более высокие тарифные ставки. Меньше европейцы вкладывали и в НАТО. И это также легло на плечи американского налогоплательщика.
И наконец, самый неожиданный экономический парадокс, повлиявший на одну из основополагающих геополитических установок американской внешней политики.
Как известно, в последние годы США «распечатали» свои нефтяные запасы. При этом появились новые технологии добычи сланцевой нефти. В результате из основного мирового импортера нефти они превратились в ее экспортера.
Любая другая страна радовалась бы такому подарку судьбы, но для Соединенных Штатов он создал заметные экономические и политические проблемы.
Для дорогостоящей сланцевой добычи необходимы высокие цены на нефть, а Трамп, стремящийся удешевить производство товаров в США, старается добиться снижения цен и предпринимает для этого многочисленные шаги. В частности, уговаривает основного производителя нефти - своего старого союзника Саудовскую Аравию - повлиять на снижение мировых цен на нефть.
Саудовцы периодически снижают цены, но в основном для того, чтобы выбить с рынка нового конкурента - американские сланцевые компании.
Тот еще клубок! И он создает для США новый политический ландшафт на Ближнем Востоке.
До появления излишков нефти у себя американцы буквально зубами держались за регион. Вкладывали туда немалые средства для сохранения своего контроля над нефтяными потоками, в том числе путем организации своей излюбленной тактики - государственных переворотов через цветные революции. Методика получила название «управляемого хаоса». Получилось в Ираке, получилось в Ливии. Осечка произошла с Ираном и Сирией. А также с Турцией. Турки не сомневаются, что за попыткой недавнего государственного переворота с убийством законного президента стояли Соединенные Штаты. Не покидая НАТО, Турция, вопреки позиции США, с готовностью покупает российские ракеты С-400. Интерес к ним проявляет и Саудовская Аравия.
Нюансик в ближневосточном политическом климате…
В новой геополитической ситуации интерес Штатов к Ближнему Востоку стал резко падать. Собственно, в какой-то мере их там держит только Израиль (и то из-за сильного произраильского лобби в США, к которому принадлежит и сам американский президент) и Иран.
Последний - в силу того, что является открытым врагом Израиля и Соединенных Штатов. Поэтому они считают необходимым наказать его за такое поведение. Но это создает им серьезные трудности в отношениях с Европой, которая с момента подписания соглашения по иранской ядерной программе осуществила туда серьезные инвестиции. К тому же Европа рассчитывает на иранскую нефть в качестве альтернативного источника, в том числе и поставкам из России.
Угрозы Ирана в случае чего перекрыть Ормузский пролив - основной канал поставки ближневосточной нефти на мировой рынок - уже мало волнуют США, поскольку в этом случае американская сланцевая нефть стала бы более востребованной на мировом рынке.
Америка постепенно уходит с Ближнего Востока, бросая на произвол судьбы своих недавних союзников, таких как сирийские курды. Для США бросать отработанных союзников - норма поведения на международной арене.
Дональд Трамп намного быстрее развязал бы весь ближневосточный узел, но не может сделать этого по внутриполитическим соображениям. Американским сенаторам и конгрессменам очень трудно выйти за рамки устоявшихся за послевоенные годы стереотипов относительно Ближнего Востока.
Трудно иметь дело с недалекими политиками, облеченными большими властными полномочиями. Но это те реалии, с которыми вынужден иметь дело не только президент США.
К сожалению, политиков, живущих стереотипами вчерашнего дня и с упорством готовящихся к минувшим войнам, очень много в современном мире.
Из предвыборных обещаний Трампа знаем также о намерении оставить в покое Украину. Но опять же и здесь он сталкивается со своими законодателями и ближайшими советниками, стоящими на непримиримой антироссийской позиции.
Вряд ли Трамп забыл и то, как активно выступал на стороне Хилари Клинтон лично Петр Порошенко во время выборов президента США. Хочется надеяться, что американский президент понимает и то, что Украина может стать для США спусковым крючком - тем «выстрелом в Сараево», который способен развязать новую войну.
Американским стратегам не удалось главного - втянуть Россию в непосредственные военные действия на Украине. Ни в Крыму, ни на Донбассе.
Правящая в стране нацистская хунта сама обрушила экономику, разорвав все связи с Россией. Сегодня ситуацию на Украине можно сравнить с пожаром, который уже не имеет смысла тушить. Пожарные в таких случаях просто наблюдают за процессом горения, не давая пламени перекинуться на соседние строения и отгоняя желающих погреть руки на пожаре.
С объективной точки зрения Штатам на Украине уже нечего больше ловить. Могут продать украинским военным еще несколько списанных военных катеров, чтобы потешить собственных ястребов в конгрессе. Ну, еще что-нибудь в этом роде, но изменить ситуацию в свою пользу в регионе уже не получится.
Надо уходить, но как-то так, чтобы спасти лицо.
Новая ситуация сложилась не только на Ближнем Востоке, но и в Европе. Через «брекзит», потоки мигрантов, новые пошлины на ввоз европейских товаров в США, ряд санкций и т. п. удалось ослабить ЕС - своего союзника/конкурента, потерявшего стратегическое значение с военной точки зрения после появления у России известных образцов современного гипероружия. Оно способно достичь территории Соединенных Штатов за время, сопоставимое со временем подлета американских ракет среднего радиуса действия из Европы до Москвы.
Как бы там ни было, но столь своеобразная победа на европейском направлении не сильно повлияла на госдолг США, который продолжает расти со скоростью два миллиона долларов в минуту.
Сам госдолг превратился в огромный зеленый пузырь, который невозможно постоянно надувать. Все равно он когда-нибудь лопнет, похоронив под собой всю мировую экономику. И меньше всего при этом пострадают страны, у которых степень экономического взаимодействия с США стремится к нулю. А больше всего - Япония и Китай, имеющие в своем активе по 19% штатовских гособлигаций. Для сравнения: доля России в этом «валютном пироге» составляет всего 1% и продолжает сокращаться.
В этом кроется ответ на вопрос, почему американские экономические санкции столь неэффективны в отношении нашей страны: мы (и надо сказать, не по своей вине) чрезвычайно мало экономически взаимодействуем с Соединенными Штатами. Что называется, нет худа без добра.
А вот Китаю есть чего опасаться реально. Поэтому не следует сразу же вставать на сторону критиков китайского руководства, которое не спешит переводить все наши внешнеторговые операции на оплату в национальных валютах.
Разумеется, в наших отношениях с Китаем имеется много нюансов и настороженности с обеих сторон, особенно с учетом предыдущего опыта межгосударственных отношений. Но при этом необходимо всегда иметь в виду, что перед спецслужбами США и НАТО стоит задача по всемерному раздуванию противоречий и культивированию взаимного недоверия между руководством и народами России и Китая.
Оказалось, что лозунг «Америка прежде всего!», с которым Дональд Трамп вступил в предвыборную кампанию и победил, не так просто реализовать в мировой практике посредством методов, практиковавшихся строительным магнатом Трампом в бизнесе.
Нахрапа, денег и даже ядерных авианосцев оказалось недостаточно для того, чтобы диктовать миру свои условия в политике и экономике. Подобные безоглядные действия не только не гарантируют ожидаемого результата, но и способны по меньшей мере привести к небывалому мировому экономическому и политическому кризису, а в худшем случае - к ядерной войне. И случиться это может не из прямого желания политиков, а, как это уже не раз бывало в истории, через очередной «выстрел в Сараево».
Мировой пороховой погреб уже забит до отказа сухим порохом…
В шестидесятые годы прошлого столетия мир уже стоял у края ядерной бездны, но у политиков того времени хватило разума и смелости пройти через «Карибский кризис» и включиться в процесс перестройки системы международных отношений на принципах, призванных обеспечить мир, безопасность и сотрудничество. В 1975 году в Хельсинки руководителями 33 европейских государств, а также США и Канады был подписан Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Это позволило на многие годы обеспечить мир и достаточную стабильность в международных отношениях.
Хельсинкский процесс служит ориентиром того, как можно решать сложные международные проблемы в сфере глобальной безопасности.
Руководство России это прекрасно понимает, и российская дипломатия, опираясь на новый качественный уровень наших вооруженных сил, стремится активно выступать на миротворческом поприще. Здесь нелишне вспомнить, что Хельсинкский процесс начался по инициативе СССР.
Деятельность дипломатии и вооруженных сил активно поддерживается обществом. Совсем не случайно в рейтинге популярности российских политиков за Путиным неизбежно следуют министр обороны Шойгу и министр иностранных дел Лавров (к сожалению, министры экономического и социального пула солидно от них отстают).
Возросшие мощь и авторитет нашей страны в мире злят раздираемый противоречиями Запад. Но уже есть признаки того, что постепенно и там начинают осознавать, что с современной Россией лучше договариваться.
Сергей Кузнецов