Как начинают войны: ликбез

Oct 23, 2017 16:08

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в текущем 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.



То есть как это запрещена?

Начиная с Первой Гаагской конференции в 1899 году, государства пытались так или иначе ограничить друг друга в вооружениях и ведении войн, чтобы предотвратить смертоубийства. Для этого в 1919 была создана Лига наций, на смену которой в 1945 пришла ООН.

Устав ООН закрепил для стран-участниц принцип мирного разрешения конфликтов (п. 3, ст. 2) и принцип неприменения силы - как против территориальной неприкосновенности, так и политической независимости любого государства (п. 4, ст. 2). Цель ООН в буквальном смысле - поддержание мира во всем мире.



Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны являются международными преступлениями (пп. а, ст. 6 Устава Международного Военного Трибунала 1945 года). Так что, как видите, начинать войну нельзя.

Если одно государство всё же решит напасть на другое, Совет безопасности ООН вправе применить военную силу для восстановления мира и безопасности (ст. 39, ст. 41, гл. VII Устава ООН). Примечательно, что речь идет не только о государствах-членах Организации, а о «любой угрозе миру» вообще.

В 1974, когда уже, собственно, отгремели войны в Корее, Алжире и Вьетнаме, полным ходом шел многосерийный арабо-израильский конфликт, ООН приняла резолюцию «Определение агрессии», в котором, не мудрствуя лукаво, объявила, что кто первый применил оружие, тот и агрессор. Агрессивная война - преступление, а преступление влечет ответственность (ст. 2, п. 2, ст. 5 Резолюция 3314 (ХХIХ) Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 года).

Все это, конечно, не касается обороны. Если на вас напали, защищайтесь (ст. 51 Устава ООН).

То есть никто никому войну не объявлял?

Нет, не объявлял. YA RLY.

Институт объявления войны, актуальный для наших далёких и воинственных предков, морально устарел и существует только на бумаге - в ст. 1 III Гаагской конвенции 1907 года. Последней объявленной войной считается война между СССР и Японией в 1945. На этом традиция закончилась, все последующие войны начинались без объявления, сразу с военных действий.

Подождите, так войны идут или нет?

«Конечно, идут», - ответит политолог, военный аналитик и простой обыватель, читающий новости по утрам. В прошлом году, по мнению специалистов, в мире наблюдалось 14 войн и около 30 вооруженных конфликтов.

«Нет, войн нет», - скажет юрист-международник. С 1945 войн было только две - ирако-иранская и ирако-кувейсткая. Может быть, индо-пакистанская, но не более того.



Всё то, о чём вы читаете в новостях, - вооружённые конфликты. Иногда многосторонние, иногда международные, иногда с иностранным вмешательством, иногда просто борьба с терроризмом, но войны нет. И не предвидится.

Ну, кое-где есть гражданские войны. Но гражданская война, с точки зрения права, и не война вовсе. А что же тогда? Опять же, конфликт. Обычно между правительством и повстанцами или другими организованными вооруженными группами. Гражданские войны не то, чтобы открыто разрешены, но именно такой смысл вытекает из п. 1. ст. 1 Дополнительного протокола к Женевским конвенциям 1949 г. (Протокол II от 8 июня 1977 г).

Так кто же воюет, если войны запрещены?

В первую очередь «редиски, нехорошие человеки», которые клали ствол на нормы международного права, как военного, так и уголовного.

Во-вторых, если у вас двусторонний договор о взаимной помощи и сотрудничестве, и ваш партнер просит вас вмешаться, вы вправе, а может быть даже и обязаны, оказать военную помощь, в том размере, какой требуется. Такой договор, например, был заключен в 1980 году между СССР и Сирийской Арабской Республикой. И согласно ст. 6 этого договора в 2015 году правительство Сирии обратилось к России, наследнице СССР, с просьбой о размещении авиационной группы в Хмеймиме в оборонительных целях.



В-третьих, воевать можно по «мандату ООН». Совбез ООН путем принятия резолюции принимает решение о развертывании миротворческой операции, в которой примут участие все заинтересованные стороны. Изюминка тут в том, что самая натуральная война - кровь-кишки и вот это всё - называется «миротворчеством», в полном соответствии с антиутопией Джорджа Оруэлла «1984».

Однако, если Совбез ООН не даёт разрешения на начало операции, кто-то все время накладывает вето на ваши блестящие военные инициативы, то… ну, вы поняли, можно положить ствол и на Совбез, и на всю Генассамблею. Тут есть только два правила. Во-первых, вы должны быть ядерной сверхдержавой с кучей союзников. А во-вторых… впрочем, остальное неважно.

Но не будет ли это актом агрессии?

Да, но это старомодное определение. Сейчас говорят о «праве демократической интервенции» или о «интервенции с гуманитарными целями». Военная операция НАТО против Югославии в 1999 году - классический пример «гуманитарной бомбардировки». Точно так же гуманитарно США вторглись в Панаму в далеком 1989. Но это было давно.

А вот относительно свежая плохая новость для государств, которые не столь успешны в политике и экономике, как их соседи. Резолюцией 60/1 Генеральной Ассамблеи ООН от 16 сентября 2005 года принят документ, согласно которому, если государство не в силах справиться с внутренними проблемами и защитить население от конфликтов и катастроф, мировое сообщество спешит на помощь своевременно и решительно. Что в переводе с юридического на русский значит, что чуть ли не любые ваши внутренние неурядицы, будут отличным предлогом для военного вмешательства. Да-да, того самого, что запрещено п.7, ст. 2 Устава ООН.

Словом, как видите, красиво объявить войну в XXI веке уже не получится. И, наверное, это было бы хорошо, если бы на вопрос «Как начать войну» мы могли коротко ответить: «Никак». Но увы, новый век придумал новые лазейки и новые поводы для кровопролитий.

Варвара Стешевич


политика, война

Previous post Next post
Up