Большая часть испытаний советского ядерного оружия производилась на полигоне, специально построенном на архипелаге Новая Земля в Северном Ледовитом океане. Зачем он был нужен? Почему появился именно там? И что с ним сейчас? Рассказывает «Лента.ру».
Строительство ударными темпами
В первой половине 1950-х годов для наращивания интенсивности ядерных испытаний повышенной мощности Советскому Союзу уже не хватало одного Семипалатинского полигона, срочно понадобился второй. На нем нужно было проводить не только наземные, но и подземные, и морские испытания. Появилась необходимость проверять, как действует ядерное оружие на морские корабли, разрабатывать и испытывать торпеды с ядерным зарядом.
Для поиска подходящего места в 1953 году была создана специальная комиссия, в состав которой вошли крупные ученые, военные, конструкторы и инженеры. В итоге выбор остановили на архипелаге Новая Земля - он соответствовал всем критериям для строительства стратегического объекта.
Во-первых, географическое положение и геологическое строение островов архипелага гарантировали безопасность жителям ближайших к архипелагу населенных пунктов. На Новой Земле можно было проводить взрывы мощностью до 150 килотонн, не опасаясь, что это окажет радиационное или сейсмическое воздействие на соседние регионы. Во-вторых, геология островов и отсутствие здесь грунтовых вод позволяли полностью локализовать в их недрах продукты ядерного взрыва. В-третьих, благодаря незамерзающим портам в Баренцевом море место было всегда доступно для транспорта.
Всего через несколько месяцев на Новую Землю были доставлены 10 строительных батальонов, к их приезду 400 местных жителей переселили в Архангельскую область. В короткие сроки на архипелаге появились различные технические и лабораторные сооружения, жилые дома, аэродром в районе селения Рогачево и другие объекты. К сентябрю 1955 года полигон под названием «Объект-700» был готов к проведению первого подводного ядерного взрыва в южной зоне района Черной губы.
Первые испытания ядерного оружия
Для начала работ по проведению первого ядерного взрыва были выделены военные корабли и ледоколы Северного флота. На архипелаг доставили заряд и все необходимое для подводного испытания; к этому моменту в Черной губе уже подготовили опытное поле. 21 сентября 1955 года на полигоне был произведен первый подводный ядерный взрыв. По его результатам стало понятно, что «Объект-700» можно использовать в том числе для испытаний под землей и в атмосфере.
Следующие пару лет на островах шло строительство новых объектов и жилья, параллельно военные и ученые интенсивно готовились к новым тестированиям. 7 сентября 1957 года там же, на Черной губе, взорвали следующий снаряд, по мощности превышающий первый почти в 10 раз (32 килотонны). Это был первый и единственный наземный ядерный взрыв на Новой Земле, после которого район был объявлен санитарно-запретной зоной. В течение следующих нескольких недель на полигоне провели пуск ядерной торпеды и два воздушных испытания термоядерных бомб (1,6 и 2,9 мегатонны - по тем временам рекордные мощности).
К 1959 году на полигоне использовали уже четыре поля. Однако с 1959 года по первую половину 1961-го в СССР действовал односторонний мораторий на ядерные испытания, поэтому на «Объекте-700» взрывов не производилось. За это время США провели 30 воздушных испытаний, а Великобритания - 5, поэтому вскоре в Кремле решили продолжить эксперименты с ядерным оружием.
Догнать и перегнать
Через несколько недель после снятия моратория на полигоне провели две воздушные операции, запустив ракеты из Воркуты до опытных полей Новой Земли. Еще три дня спустя в ходе операции «Волга» случилась внештатная ситуация: из-за отказа высотометра боевой снаряд сработал в неположенном месте и загрязнил территорию за пределами «Объекта-700».
Макет термоядерной «Царь-бомбы», испытанной 30 октября 1961 года
30 сентября того же года было проведено самое известное испытание - взрыв «Царь-бомбы» (она же «Кузькина мать») мощностью 57 мегатонн. Ядерный гриб поднялся на высоту 65 километров, диаметр его «шляпки» составил 95 километров, а ударная волна трижды обогнула Землю.
После этого в 1962 году на полигоне произвели второй и третий по мощности ядерные взрывы в истории (24 и 21 мегатонна соответственно). Тогда же в последний раз были произведены подводные испытания.
В августе 1963 года Советский Союз и Соединенные Штаты подписали договор о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под водой. Поэтому весь 1963 год на «Объекте-700» не производили взрывы, и поля готовили к подземным ядерным испытаниям. Первое было проведено в 1964 году, а последнее - в 1990-м.
Новая жизнь полигона
Испытания на полигоне не проводились с 24 октября 1990 года (накануне объявления советским правительством моратория на ядерные испытания), однако он продолжает функционировать, имеет статус Центрального полигона Российской Федерации и находится в подчинении 12-го главного управления министерства обороны.
В начале 1990-х на островах сократили воинские части зенитно-ракетных войск, а технику и личный состав перевели на материк. Однако в конце 2015 года эти войска вернули на Новую Землю. Расположенный теперь здесь зенитный ракетный полк Кольского соединения ПВО стал первой полноценной частью Северного флота на островах Северного Ледовитого океана.
Для защиты страны от возможной атаки с северного направления тогда же в Генштабе планировали сформировать армию ВВС и ПВО в Заполярье, которая войдет в состав объединенного стратегического командования «Север».
До сих пор на Новой Земле проводятся эксперименты, но уже не с ядерным оружием. Они необходимы для обеспечения надежности, боеспособности и безопасности хранения ядерных боеприпасов.
Виктория Кузьменко
via