Виктор Мараховский: Легко ли быть Русской землёй. Ретро-рецензия на х/ф «Александр Невский»

Apr 06, 2016 19:32



Уважаемые читатели!

У нас имеется ослабленная после внезапного нашествия страна. У нас есть демократически избранный лидер, который понимает толк в стратегии и тактике. У нас есть часть элиты, готовая сдать Родину врагам за право быть при них приказчиками. У нас есть наш народ, который на окраинах нашей земли заживо жгут нордические арийцы, и на носу - их вторжение.

Как вы поняли, это я про фильм «Александр Невский» (Мосфильм, 1938 г). Если вам интересно, что же такого актуального в этой давней истории - давайте об этом поговорим.

…Если совсем коротко - то фильм «Александр Невский» о том, как чудовищно трудно быть Россией. Ну то есть последовательно Русской землёй, Русским царством, Российской Империей, СССР и Российской Федерацией.

Вы помните, с какой сцены начинается фильм? Нет? Он начинается со сцены дичайшего унижения.

Князь Александр где-то под Переславлем командует рыбной ловлей. Внезапно из-за горизонта идут невыносимо длинной вереницей невольники - русские невольники, подгоняемые монгольскими конвоирами. Все бросают сети, бегут, чтобы что-то сделать - и в итоге ничего не делают. И Александр, который шведов только что разбил на Неве, - тоже ничего не делает. Все стоят, сжав зубы, и смотрят, как гегемон в рамках установленного по итогам монгольского нашествия статус-кво занимается естественным для себя делом - угоном в полон.

Никто ничего не предпринимает, потому что сил втряхиваться в битву с восточной империей нет. А с запада к нам уже идёт совершенно другая, прямая и явная угроза - крестовый поход. Отработанная военная машина, с бронированными танками-рыцарями на бронированных конях и передвижным музыкальным сопровождением.

И поэтому силы сейчас нужно бросить на отражение их атаки. Потому что все видели, что они сделали с Псковом - и сейчас полны решимости сделать то же самое с Новгородом. А если они это сделают - всё, не останется никакой свободной Русской земли.

Что важно: речь вообще не о том, как оно всё было «на самом деле». На самом деле маркграф Карла Великого Хруодланд тоже не от руки сарацинов пал и в хрониках упоминается лишь мельком - в эпизоде о нападении разбойников-басков на арьергард франков. Что не помешало возникновению великой патриотической французской «Песни о Роланде». И герой сербских преданий Милош Обилич тоже вряд ли воевал в форме и с оружием римского легионера, каким его изображали на романтических полотнах. И викинги, уже сотню лет бегающие в рогах по милости чьего-то креатива, тоже в действительности без них отлично обходились.

В конце 1930-х, когда быть Россией было в очередной раз чудовищно трудно, сценаристу Павленко и режиссёру Эйзенштейну было не до заклёпкометрии. Создавался эпический русский кинокомикс, а эпосу не до удовлетворения всех держателей трактовок. Как бы тролля критиков, Эйзенштейн вообще ввёл в картину Василия Буслаева, совершенно фольклорного персонажа из другой оперы. И девушку-богатыршу Василису, которая тоже явно слегка замаскированная Василиса Микулишна.

Когда мы говорим здесь об эпическом кинокомиксе - мы не ругаем фильм, а наоборот, хвалим его. «Александр Невский» - это именно тот самый образец, по которому надо снимать эпосы. Все основные сцены в нём - потрясающе геометрические.

Вот стоят русские войска.



Вот враги европеизируют Псков.



Вот враги крупным планом.



Вот танковая атака.



Вот один на один.



А вот Александр после победы разъясняет главную мысль:



- Кто к нам с мечом придёт - от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Русская Земля.

Фраза, кстати, вообще из Евангелия, слегка адаптированная к нашим реалиям - так что в соавторы сценария можно смело записать сами знаете Кого. Ещё можно вспомнить, что саундтрек ко всему этому написал Прокофьев. Или что Невского играл сверхактёр Николай Черкасов (Паганель и Иван Грозный). Кстати, позже сыгравший Св. Александра Невского ещё раз - на ордене времён Великой Отечественной.

И да, в этой картине не было ничего о трудной личной жизни князя. И романтическая линия осуществлена простым и понятным способом: девушка Ольга объясняет соискателям Гавриле и Василию, что замуж пойдёт за того, кто храбрее Родину защищать будет. И предатели ходят-ползают ссутулившись, как шакал Табаки - или как Эфиальт в «спартанцах» семь десятилетий спустя.

И вообще единственный вопрос, который имеется к данной картине сегодня, звучит так.

Почему сегодня сцены из нашего «Александра Невского» сплошь и рядом переснимаются, порой вообще в ноль, создателями эпических кинокомиксов на западе, а у нас за битвы мастерами отечественного кинораспила выдаётся что-то вот такое:



Или вот такое:



Вопрос тем более актуальный, что за истекшие восемь десятилетий мало что поменялось. Россией быть по-прежнему чудовищно трудно.

via


фильм

Previous post Next post
Up