Пока братья Куэй примеряли вериги Мишеля де Гельдерода и Адольфо Касареса, отечественные мультипликаторы за железным занавесом тоже не сидели без дела: они были лишены возможности обращаться к вечным темам секса и насилия, поэтому чудили на ниве безудержного сюрреализма, крышесносного сай-фая и извращенного постмодернистского поп-арта.
И сегодня у моих друзей с той стороны земного шара глаза выкатываются из орбит от удовольствия, когда я делюсь с ними темной стороной weird Soviet cartoons, и перед тем, как их головы разлетаются и пачкают стены, они кричат голосом капитана милиции Ивана Данко: “Yob tvoyu mat', russian bizarrez yo-toob dadda-sub-dub-fantastorealistically!!!”
Ух ты, говорящая рыба! (Роберт Саакянц, 1983)
Click to view
Если отреставрировать мультипликационное наследие киностудии «Арменфильм» и пустить все это дело в 3D, то народ можно будет паковать прямо на сеансах и отправлять в дурдом, ибо молодчики, выросшие в обнимку с Губкой Бобом, даже не представляют себе, что в Армении жил и творил свой Ян Шванкмайер - художник, режиссер и сценарист Роберт Саакянц. «Ух ты, говорящая рыба!» - вдохновляющая сюрреалистическая история о том, как двое стариков стали свидетелями ночной схватки сверхъестественных существ: доброго волшебника Эха и говорящей рыбки.
Шкатулка с секретом (Валерий Угаров, 1976)
Click to view
Психоделический трип в «Шкатулке с секретом» Валерия Угарова - это адаптированная версия битловской Yellow Submarine для советского зрителя (но если проследить всю пищевую цепочку, то и в Yellow Submarine можно углядеть влияние, например, тех же «Монти Пайтон»), припудренная и вдохновленная пинк-флойдовским треком Time. Первое, что бросается в глаза, - это цвета, и становится ясно, какой секрет заключен в шкатулке и с помощью каких веществ угорал Угаров. Стоит еще обратить внимание и на угаровскую версию «Заводного апельсина» под названием «
Не про тебя ли этот фильм?» (да, этот фильм про тебя).
Кто расскажет небылицу? (Роберт Саакянц, 1982)
Click to view
Еще один эпический шедевр кисти Саакянца по мотивам сказки классика армянской литературы Ованеса Туманяна «Лжец». Царь от одолевающей его скуки решает снять последнюю рубашку со своего народа и со словами «всех по миру пущу!» объявляет конкурс небылиц: если, прослушав рассказ, батюшка скажет «не верю», то отдает рассказчику полцарства, ну а уж если «поверит», то, будь добр, имущество в казну. Приходят к нему, значит, три брата, и самый младший, по всей видимости школьник, дает мастер-класс по троллингу в лучших традициях лейтенанта Коломбо.
Контакт (Владимир Тарасов, 1978)
Click to view
Еще один остроумный закос под Yellow Submarine, но у Владимира Тарасова получилось даже круче: главный герой, вылитый пензинский Джон Леннон, разгуливает по полю, гладит птичек да бабочек и всячески выпячивает свой миролюбивый характер под музыку Нино Рота из «Крестного отца». Затем встречает настоящего элиена, входит с ним в контакт, помогает пришельцу разучить все ту же ненавязчивую мелодию и отправляет восвояси, посылая лучи межпланетной дружбы.
Путешествие муравья (Эдуард Назаров, 1981)
Click to view
Один день из жизни муравья - даже мультфильм для семейного просмотра изобилует таким Линчем, что «Синий бархат» покажется тинейджерской комедией пера Джона Хьюза: запутанный сюжет, нелепые диалоги и полчища насекомых. Что тут добавить? Муравьем быть нелегко. Поверьте на слово - советские аниматоры знали это очень хорошо.
Топор (Роберт Саакянц, 1994)
Click to view
В середине 90-х Саакянц снова решил обратиться к мудрым словесам Туманяна и поставил один из своих самых мощных, но недооцененных мультфильмов - кровавую притчу «Топор», которая весьма актуальна и сегодня. Перед нами разыгрывается нешуточная драма: взрослые мужики греются у вялого костра, подбрасывая в жиденький огонь хворост, и проходящий мимо дровосек дарит неандертальцам топор, чтобы бедолаги нарубили себе поленьев. И новоявленные лесорубы с задором начинают самоубиваться и калечить друг друга. Пусть каждый сам решит, что это ему напоминает.
Брэк! (Гарри Бардин, 1985)
Click to view
Очень жуткая херня, доложу я вам. Участники бойз-бенда Tool с их видеоклипами, в которых пластилиновые человечки поедают гвозди, как говорила молодежь в 80-х, нервно курят в сортире. Гарри Бардин с виду добрый малый: озвучивал Айболита, засветился у Владимира Мошкова в фильме «Москва слезам не верит», главного инженера химкомбината играл, - а мультфильмы словно сам Сатана ставил. Поклонники франшизы «Восставший из ада» оценят по достоинству.
Контракт (Владимир Тарасов, 1985)
Click to view
На этот раз Владимир Тарасов воззвал напрямую к титанам: Элле Фицджеральд и научно-фантастическому рассказу «Честный контракт» (1958) Роберта Силверберга, впервые опубликованному на русском в январе 1982 года в журнале «Юный техник». На необитаемую планету прибывает колонист, на которого тотчас нападают монстры. И в самый критический момент он пользуется защитным силовым полем, предложенным торговым роботом QBF-41, но вскоре выясняется, что монстры являются торговой уловкой робота. Вот так, капитализм уже добрался и до инопланетных тварей.
Сражение (Михаил Титов, 1986)
Click to view
Очень крутой 8-битный нью-рейв-экшен по мотивам рассказа «Поле боя» великого и ужасного Стивена Кинга. Выполнив очередной заказ (убийство директора фабрики игрушек), киллер Джонни получает посылку с набором солдатиков и боевой техники «Вьетнамский сундучок американского солдата Джо» - только не игрушечным, а настоящим отрядом смерти, размером с горошину. Деваться некуда и лысому чуваку приходится выбирать - либо сражаться, либо умереть.
Хозяева Геоны (Геннадий Тищенко, 1992)
Click to view
А вот это натуральный хоррор-би-муви с камео Шварценеггера и Сталлоне (я не шучу, ибо с такими вещами не шутят) - продолжение не менее наваристого мультфильма «
Вампиры Геоны» по рассказу Геннадия Тищенко «Вампир Гейномиуса». Инспектор Янин прибывает на планету Геона, чтобы остановить вампиров, нападающих на исследовательскую экспедицию, а в этом ему как раз помогают американские коллеги - Слай и Арни. Они-то и предлагают разрешить конфликт своими обычными методами - перестрелять коренных обитателей Геоны. Да, освоение чужих планет - дело не из легких.
* * *
Наши соотечественники наклепали столько удивительной чернушки, что уместить все в один обзор не представляется возможным, поэтому мы собрали еще немножко леденцов для любителей сладенького - от ретро-футуристического романтика в короткометражном мультфильме «Чудо» (Анатолий Петров, 1973) до метафизического «Шкафа» (Андрей Хржановский, 1971): «Загадочная планета» (Борис Ардов, 1974), «И мама меня простит» (Анатолий Петров, 1975), «Полигон» (Анатолий Петров, 1977), «Ограбление по…» (Ефим Гамбург, 1978), «Тир» (Владимир Тарасов, 1979), «Очень синяя борода» (Владимир Самсонов, 1979), «Космические пришельцы» (Алексей Соловьев, 1981), «Будет ласковый дождь» (Сергей Алибеков, 1984), «Встреча» (Михаил Титов, 1984), «Из дневников Йона Тихого: Путешествие на Интеропию» (Геннадий Тищенко, 1986), «Перевал» (Владимир Тарасов, 1988), «32 декабря» (Владимир Самсонов, 1988), «Здесь могут водиться тигры» (Владимир Самсонов, 1989), Bolero (Иван Максимов, 1992), «Провинциальная школа» (Иван Максимов, 1992), «Клиника» (Александр Бубнов, 1993), 9½ Minutes (Сергей Кушнеров, 1993), «Амба» (Геннадий Тищенко, 1994) и прочая медвежуть. Ну и, конечно же, неувядающая (не менее странная) классика, которую тоже можно пересмотреть: «Приключения капитана Врунгеля» (Давид Черкасский, 1979), «Тайна третьей планеты» (Роман Качанов, 1981), «Алиса в Зазеркалье» (Ефрем Пружанский, 1981), «Пластилиновая ворона» (Александр Татарский, 1981), «Жил-был пес» (Эдуард Назаров, 1982), «Падал прошлогодний снег» (Александр Татарский, 1983).
Антон Кораблев
via