Итак, вот итоговые протоколы фестиваля и немного моих соображений по судейству.
По протоколам -- в отличие от указанного в "Правилах оценки техники", "Мастерство" судилось от максимального балла - 5. Так оказалось проще для судей и секретаря. "Уровень техники" начиная с "Дуэтов" выставлялся просто баллом от 0 до 4 с шагом 0.25.
В общем, изменённая система судейства была опробована в действии. Что хочется отметить по итогам.
Во-первых, крайне нужна программа регистрации и формирования судейской документации. В идеале, это какое-то интернет-приложение, подвязанное к базе данных. Думаю, для хостинга вполне подойдёт даже мой домашний сервер. Всё равно, эта прога нужна активной несколько дней в году.
Вручную готовить протоколы выступлений -- не вариант при любой организации судейства, а уж с той системой, что попытался применить я -- вообще туши свет. Тем более, что нужно было делать протоколы на двух языках.
В результате, оказалось очень сложно поменять местами два выступления и добавить ещё одно -- вся документация уже была подготовлена и распечатана. Вручную что-то оперативно поменять почти невозможно. Отсюда, возникла первая путаница.
Во-вторых, по применённой системе судьям надо устраивать тренинги, чтобы они хорошо ориентировались в протоколах (к сожалению, пока это невозможно). По факту получилось, что половину номинации "Соло", не смотря на то, что с правилами все были подробно ознакомлены и имели возможность всё прочитать и изучить, они судорожно разбирались в таблицах судейской записки. Учитывая косяк ведущего, не дававшего двухминутной паузы между выступлениями, всё оказалось очень печально. Оперативно судейство было изменено -- судьи по технике стали оценивать уровень выступления просто баллом, а не заполнением таблицы. Привычка и это упрощение разгрузили судейство.
В-третьих, техническая оценка оказалась перегружена информацией. Это нормально, когда судьи привычны к этой системе судейства. Но пока это не так. Плюс, баллы надо выставлять от нуля в плюс либо от максимума в минус, а не от среднего балла в плюс-минус. Для судей так гораздо проще ориентироваться.
Таблица по артистизму оказалась близка к оптимальной. Освоившись, судьи заполняли её вполне оперативно.
В-четвёртых, крайне нужна программа оперативного подсчёта итогов и вывода сводной таблицы. В идеале, судьи вообще не должны иметь дело с бумагами, а выставлять оценку на компьютере. Ещё более идеально, когда есть две бригады судей, которые судят через номер. Это самый замечательный вариант. С учётом невозможности планомерной судейской работы, это пока хорошая альтернатива. Пока идёт номер, одна бригада смотрит, а вторая оценивает предыдущий номер. Потом смена.
В целом, идея с судейством оказалась, на мой взгляд, здравой, но сильно недоработанной. Таблицы действительно ускоряют, упрощают и делают немного более объективным судейство. Но структуру таблиц надо тщательно продумывать, и тестировать на мышах видеозаписях выступлений, устраивая пробное судейство.
Таблицы обязаны помещаться на один лист А4 на одной стороне. Очень сложная структура таблицы по технике сильно добавила негативных эмоций к общему ощущению от способа судейства.
Итак, что надо исправить: Таблица по технике должна быть упрощена и оптимизирована. По возможности, без потери предметности. Все оценки должны выставляться либо от нуля вверх, либо от максимума вниз. Бонус должен быть только один как отдельный критерий. Обработка таблиц должна вестись специальной программой, ввод этих таблиц в нее должен быть максимально простым. В идеале, секретарь вообще не должен смотреть на экран, вводя таблицу.
Что надо улучшить/изменить. И просто замечания: Идея с оценкой сложности, от которой мы на этот раз отказались, должна быть проработана. Мне кажется, сама мысть о том, что сложность оценивает сам коллектив, а судья смотрит только её достижение -- верна и перспективна для развития арт-фехтования. Надо только реализовать её так, чтобы а) сделать критерии сложности максимально универсальными (и помнить, что это сложность техники/физухи) и б) достаточно просто и наглядно организовать оценку её достижения. Т.е. судейская записка должна остаться на одном листе А4.
Возможно, уровень техники стоит оценивать так же, как и уровень артистизма -- просто баллом. Хотя этот вариант мне нравится меньше, так как сильно добавляет субъективизма. Каждый будет оценивать уровень техники со своей колокольни, и вполне возможен конфликт взглядов и представлений.
Несомненно, я ещё буду пробовать судить по этой системе, и дорабатывать её. Всё же, в конечном виде, на мой взгляд, это лучше, чем выставление баллов из головы.