архиепископ Андрей (Маклаков).
КОММЕНТАРИИ-ОТПОВЕДЬ НА ПИСАТЕЛЬСКИЕ ТРУДЫ-ВОСПОМИНАНИЯ ПРОТОИЕРЕЯ ГЕОРГИЯ ЗЕЛЕНИНА (МПРПЦЗ) АРХИЕПИСКОПА АНДРЕЯ МАКЛАКОВА (РПАЦ).
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Первого мая текущего (2020-го) года протоиерей Георгий Зеленин опубликовал историю о Владыке Антонии (Граббе).
Близко знавшие Владыку Антония люди попросили меня прокомментировать.
Родная сестра, Владыки Антония ‐ матушка Мария Георгиевна Шишкова (урожденная графиня Граббе), младшая дочь графа Юрия Павловича Граббе, будущего епископа Григория (Граббе), не вполне так помнит детали истории своей семьи, как о. Георгий Зеленин. У нее такое впечатление, что ее предки прибыли в Россию только в XVIII или XIX столетии, и не из Финляндии а из Швеции.
Надгробие Владыки Антония содержит надпись о том, что он был главой Русской Православной Миссии в Иерусалиме. Он служил в этом качестве восемнадцать лет в сане архимандрита. Его незаурядное служение в этой должности было отмечено несколькими наградами Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви. В том числе - правом ношения митры и положения орлеца под ноги во время совершения богослужений, использования дикирия и трикирия, оставления Царских Врат отверстыми до окончания Отче Наш, и другими привилегиями, обычно относящимися к епископскому сану. Эти знаки отличия были ему наградой за много лет до того, как он стал епископом. Даже если кто-то не согласен с тем, что он был законным епископом, он заслужил, чтобы эти знаки различия находились на его надгробии.
Я знал Владыку Антония хорошо, со времени моего поставления во пресвитеры Церкви в 1982 году. Я работал под его руководством в школе при Синоде. После того, как я был переведен в Рим, я трудился с Владыкой Антонием, чтобы сохранить церковную собственность в Италии для Русской Зарубежной Церкви, в том числе русский церковный комплекс в Бари, который когда‐то был частью собственности Императорского Палестинского Общества в Иерусалиме.
После моего вступления в Русскую Православную Автономную Церковь и переезда в дом о. Владимира Шишкова (зятя епископа Григория Граббе и шурина Владыки Антония) я видел Владыку Антония довольно таки часто. Он жил в Бронксе, и уже был слаб здоровьем. Отец Владимир и матушка Мария Георгиевна Шишковы, вместе с матушкой Анастасией Георгиевной Шатиловой (также урожденной графиней Граббе) часто навещали Владыку Антония, приглашая и меня с собой. Владыка Антоний регулярно принимал участие в наших богослужениях, исповедовался и принимал Святые Дары. Он был принят в наш Синод митрополитом Валентином, но из-за своих заболеваний не мог более самостоятельно служить.
С того дня, когда о. Георгий Зеленин первый и единственный раз лично встретился с Владыкой Антонием за день до смерти последнего, складывается такое впечатление, что все его мнения о личности Владыки Антония основаны на чужих мнениях или рассказах. Любой человек, знакомый с семьей Граббе, знает, что они все были предметом самых отвратительных клеветнических слухов. Я думаю, что несправедливо и неуместно для о. Георгия Зеленина свидетельствовать, каким человеком был Владыка Антоний, особенно после того, как он заявил, что принимал предсмертную исповедь Владыки. Весь строй традиций Церкви указывает, что смертный грех есть для священника разглашать тайну чужой исповеди. Кто сможет после такого доверить этому священнику свою душу? Это совершенно несправедливо - продолжать оскорблять умершего человека, который не может больше защищать себя.
О. Георгий Зеленин, кажется, считает, что нескольких комплиментарных фраз о Владыке Антонии дают ему право или извиняют намеки на некоторые очень серьезные обвинения морального характера, которые в прошлом были выдвинуты против Владыки Антония. Я нахожу довольно низким вообще говорить в таком тоне о человеке, всю свою жизнь прослужившем Церкви на исключительно высоком уровне. Владыка Антоний всю свою жизнь свидетельствовал, что на нем нет тех грехов, в которых обвиняли его некоторые люди. Есть весьма четкие и строгие церковно-канонические правила, каким образом могут быть предъявлены и рассмотрены обвинения морального характера против священнослужителя. Никто и никогда не выдвигал против Владыки Антония никаких официальных обвинений, тем более таких, которые могли бы выдержать необходимую каноническую проверку. О. Георгий Зеленин занимает высокую должность председателя Духовного Суда в своей епархии РПЦЗ МП и не может этого не знать. Если он отказывает в братской защите доброго имени и каноническом правосудии мертвому священнослужителю - на что могут надеяться живые?
Я до сих пор не понимаю, почему сотрудники Толстовской Фермы не позвонили нам, когда обнаружили Владыку Антония умирающим. Почему они не подумали, что, возможно, у него есть родственники, которые присматривали за ним? Почему о. Георгий Зеленин не счел нужным обратиться к родственникам умирающего Владыки Антония? Неужели он и вправду считает, что мы перестали заботиться о нашем дорогом Владыке Антонии?
На самом деле за один или два дня до кончины Владыки Антония, я по просьбе семьи посещал и напутствовал Владыку Антония со Святыми Дарами, предполагая, что это, может быть, последнее его Причастие. Действительно, Владыка Антоний был не в состоянии общаться, но, тем ни менее, мне казалось, что он причащался осознанно. Он страдал старой семейной болезнью семьи Граббе, которая мешала его горлу глотать. Вот почему он был подключен к питанию через трубочку. Я, также, использовал метод общения через рукопожатие, когда исповедывал его, или когда меня просили ухаживать за ним во время отсутствия штатного персонала. Однако, я не могу сказать, что этот метод был на 100% четким. Он мог схватить мою руку и сжать ее, и за этим не было видно никакой логики. Я думая, что Владыка Антоний был таким общительным, «общественным» человеком, и он подолгу удерживал рукопожатия во время общения. Он был настолько привык к окружающей его злобе, что был голоден к любой доброте или сочувственного внимания, если кто-либо уделял бы его ему.
Я верю, что если бы вы спросили Владыку Антония, хочет ли он умереть в мире со всеми своими собратьями из Джорданвилля, то он бы сказал - ДА! Но я думаю, что нужно обладать слишком сильным ангажированным воображением, чтобы сделать вывод, что за несколько часов до его перехода в вечность, он хотел бы отказаться от памяти и наследия своего отца, своих сестер, своих шуринов, митрополита Антония Храповицкого, митрополита Анастасия, митрополита Филарета, митрополита Валентина и нашей РПАЦ, отказаться от своего епископства и священства, всего труда своей жизни, чтобы «вернуться» в РПЦЗ, которая уже тогда готовила свое воссоединение с Красной Советской Церковью, которой пребывает и по ныне. Владыка Антоний служил Русской Православной Церкви всю свою жизнь. Я знаю, во что он верил и каковы были его принципы. Его сестра, матушка Мария Георгиевна Шишкова, не верит истории о. Георгия Зеленина, и я тоже - не верю. Смешной и стыдной выглядит попытка о. Георгия Зеленина посмертно воспользоваться ситуацией, в которую Владыка Антоний попал в конце своей жизни, с целью похвастаться своим успехом о «возвращении его в церковь», прежде чем тот умер.
Относительно того, что РПЦЗ «не признает» епископское посвящение Владыки Антония - так это тоже не вполне так. После того, как митрополит Виталий понял, что он был обманут во всей этой истории с выходом на покой ради освобождения поста Первоиерарха РПЦЗ, он попытался исправить это, возвратившись и восстановив РПЦЗ. Он обратился к нескольким епископам и попросил их о помощи. Одним из них был наш митрополит Валентин. Митрополит Виталий также отправился в Бронкс, чтобы просить Владыку Антония о помощи. Владыка Антоний ответил: «Как Вы можете просить моей помощи, если Вы официально заявили, что не признаете моей хиротонии?» Митрополит Виталий ответил, что никогда этого не говорил. Владыка Антоний попросил подтвердить это в письменном виде. Затем митрополит Виталий послал Владыке Антонию письмо, в котором он обратился к нему как к епископу и заявил, что никогда не ставил под сомнение законность хиротонии Владыки Антония.
Отец Георгий, похоже, очень любит употреблять слово «раскольник», словно повторение слова делает правдой и дело. Дело в том, что именно РПЦЗ МП является схизмой - раскольнической и еретической. Те из нас, кто когда-то был в РПЦЗ, но теперь находятся в РПАЦ, никогда не меняли наших убеждений или исповедания веры. Нынешнее руководство РПЦЗ МП, однако, сделали именно это. Отец Георгий Ларин, один из членов т. н. «Комитета по диалогу» с руководством Московского Патриархата, который разработал детали произошедшего Anschluß (как я это называю) это звучит так: «Мы были неправы в течение восьмидесяти лет, и это все, что нужно знать».
На протяжении более восьмидесяти лет РПЦЗ именовала последователей Сергия Страгородского «сергианцами» и отвергала его постыдную декларацию от 1927 г., известную как «Ваши радости - это наши радости». С момента своего появления до настоящего дня организация РПЦ МП, созданная Сталиным в 1943 году как отдел КГБ и укомплектованный в соответствии с этим соответствующими кадрами неизменно наименовалась епископатом и всей РПЦЗ ложной церковью.
31 марта 1970г. Св. Синод РПЦЗ вынес след. определение: "рассматривать решение Московской патриархии, дающее римо-католикам доступ ко всем таинствам Православной Церкви, как нарушающее священные каноны и противное догматическому учению Православия. Входя в общение с инославными, Московская патриархия отчуждает себя от единения со свв. отцами и учителями Церкви. Этим своим деянием она не освящает еретиков, которым она преподает таинства, но сама становится причастной их ереси”.
Московская Патриархия находится под анафемой св. Патриарха Тихона Московского и всея Руси.
«Властию, данною Нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной. Заклинаем и всех вас, верных чад Православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какие-либо общения…»
Посмотрите на это фото! Оно было сделано пять дней тому назад 1-го мая 2020-го г. Тридцать лет прошло с окончания Советского Союза, и без всякого принуждения со стороны теперешнего государства добровольно празднующих праздники советов. Возможно это фото - провокация "гуляющая" по социальным сетям - прошу простить меня, если это так.
Соединяясь с синодом киприанитов в 1993-ом г., и с Московским Патриархатом в 2007‐ом г., РПЦЗ поставил себя под собственную анафему провозглашенную в 1983-ом г. против экуменизма, вопреки предупреждению Владыки Григория Граббе в 1993‐ом году:
«Нападающим на Церковь Христову и учащим, яко Она разделилась на ветви, яже разнятся своим учением и жизнию, и утверждающим Церковь не сущу видимо быти, но от ветвей, расколов и иноверий соединитися имать во едино тело; и тем, иже не различают истинного священства и таинств Церкви от еретических, но учат, яко крещение и евхаристия еретиков довлеет для спасения, и тем, иже имут общение с сими еретиками или способствуют им или защищают их новую ересь экуменизма, мняще ю братскую любовь и единение разрозненных христиан быти: Анафема!»
РПЦЗ находится под анафемой более 25-ти раз за последние 350 лет в связи с сослужением с теми, кто принял папский григорианский календарь.РПЦЗ теперь находится в евхаристическом общении с другими так называемыми православными церквями, которые являются членами Постоянной Конференции Канонических Православных Епископов Америки (ПККПЕА), и так находится под анафемой свв. Апостолов как выряжается в их канонах 10, 11, 29, 46, 47, 65 и 71.
Правило 10.
Если кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковой да будет отлучен.
(В 1980‐ом г. будущий великий господин и отец РПЦЗ МП, «патриарх» Кирилл, молился с представителями ВСС в Канберре, и два года тому назад на Кубе с папой римским.)
Правило 11.
Если кто, принадлежа к клиру, с изверженным от клира молиться будет: да будет извержен и сам.
(Св. Патриарх Тихон отлучил от чаши большевиков и всех их сотрудников.)
Правило 29.
Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, деньгами сие достоинство получит: да будет извержен и он, и поставивший, и от общения совсем да отсечется, как Симон волхв Петром.
(Может ли быть какое нибудь сомнение, что этот канон не относится к эмпэшникам?)
Правило 46.
Епископы, или пресвитеры, принявших крещение или жертву еретиков, извергать повелеваем. Какое согласие Христа с велиаром, или какая часть верному с неверным?
Правило 47.
Епископ или пресвитер, если по истине имеющего крещение вновь окрестит, или если от нечестивых оскверненного не окрестит: да будет извержен, как посмеивающийся кресту и смерти Господней, и не различающий священников от лжесвященников.
(ПККПЕА запрещает своих членов принимать желающих перейти в православиe от римо‐католиков и некоторых протестантских сект через крещение. Это потому, что признает крещение оных.)
Правило 65.
Если кто из клира, или мирянин, в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолиться: да будет и от чина священного извержен, и отлучен от общения церковного.
Правило 71.
Если который христианин принесет елей в капище языческое, или в синагогу иудейскую, в их праздник, или возжет свечу: да будет отлучен от общения церковного.
Это только очень быстро сделанный и краткий список о главных причинах о том, почему мы не можем подчиняться больше к РПЦЗ.
Даже среди новыми братьями РПЦЗ в мировом православии не все сладко и светло. Не находится ли МП теперь в РАСКОЛЕ с патриархом константинопольским и с теми, которые его признают и поддерживают?
Так, что, будьте осторожным о. Георгий о том, кого Вы называете раскольником. Мы были однажды все в одной церкве вместе. ВЫ являетеся теми, которые переменили свое исповедание веры, не мы. Как Вы дерзаете называть нас раскольниками?!?
Сегодня 87-ая годовщина дня, когда наш первый Первоиерарх, м. Антоний Храповицкий, написал письмо Вашему первому великому господину и отцу, Сергию Страгородскому. Полный текст этого письма можно видеть здесь:
http://yakov.works/acts/20/1930/19330506.html Я очень рекомендую Вам читать его. Закончу мою комментарию с словами взяты из этого письма:
«…Мы, свободные епископы Русской Церкви, не хотим перемирия с сатаной….
…Все силы свои направляете Вы к тому, чтобы жить в мире с хулителями Христовыми, гонителями Церкви Его и Вы даже помогаете им, добиваясь от нас изъявления лояльности и ставя клеймо контр-революцюнеров (или раскольников) на тех, кто ничем не провинился пред советской властью кроме твердости в вере….
…Умоляю Вас,… освободитесь от этого соблазна, отрекитесь во всеуслышание от всей той лжи, которую вложили в Ваши уста Тучков и др. враги Церкви, не остановитесь перед вероятными мучениями. Если сподобитесь мученического венца, то Церковь земная и Церковь небесная сольются в прославлении Вашего мужества и укрепившего Вас Господа, а если останетесь на том пространном пути, ведущем в погибель (Мф. 7, 13), на котором стоите ныне, то он бесславно приведет Вас на дно адово и Церковь до конца своего земного существования не забудет Вашего предательства….
+Митрополит Антоний. 6 Мая 1933 года.»
+Архиепископ Андрей, Павловский и Рокландский. 6 Мая 2020 года.