Оригинал взят у
evg_ko в
Зачем Моисей 40 лет водил евреев по пустыне Читая как-то раз Ветхий Завет, нашел одно любопытное несоответствие между доминирующим в обществе толкованием одного фрагмента и тем, что там действительно написано.
Речь идет обо всем известном эпизоде с водительством евреев по пустыне в течение 40-ка лет. Почему-то сложилось мнение, что это сделано для того, чтобы умерли люди, которые были в Египте рабами. Видимо, быть носителями рабской модели поведения это плохо (то ли с точки зрения Моисея, то ли, а этот вывод здесь неминуем, самого Господа Бога).
Не знаю, как в других странах, но у нас эта мысль обрела популярность. Эту идею густо замешали в одном котле с мыслями о том, что, у нас «отсутствует гражданское общество», как проклятье - «плохое государство» и нужно «выдавливать раба по капле». Мол, вот, как умные люди народ учили. Поэтому у них все хорошо «по жизни». А у нас - Расея и есть Расея, что с нее взять. У кого-то дамы и господа, а у нас - мужики, да бабы.
Красивая и влиятельная идеологемма, ничего не скажешь. Да и опора есть в религии. Казалось бы… Или все-таки нет?
В Книге Числа, начиная с 13 главы, можно почитать подробное изложение этой истории. Давайте посмотрим, что там написано. А чтобы меня не обвинили в том, что я вырываю фразы из контекста, я буду стараться этот самый контекст захватить путем «обильного» цитирования. Так что, кто не любит читать много букв - извиняйте.
Итак, евреи Господь вывел евреев из Египта и помог пересечь пустыню. В конце концов, евреи вышли к тем землям, которым им обещал Господь отдать во владение.
Книга Числа, Глава 13:
2 И сказал Господь Моисею, говоря:
3 пошли от себя людей, чтобы они высмотрели землю Ханаанскую, которую Я даю сынам Израилевым; по одному человеку от колена отцов их пошлите, главных из них.
…
18 И послал их Моисей высмотреть землю Ханаанскую и сказал им: пойдите в эту южную страну, и взойдите на гору,
19 и осмотрите землю, какова она, и народ живущий на ней, силен ли он или слаб, малочислен ли он или многочислен?
20 и какова земля, на которой он живет, хороша ли она или худа? и каковы города, в которых он живет, в шатрах ли он живет или в укреплениях?
21 и какова земля, тучна ли она или тоща? есть ли на ней дерева или нет? будьте смелы, и возьмите от плодов земли. Было же это ко времени созревания винограда.
22 Они пошли и высмотрели землю от пустыни Син даже до Рехова, близ Емафа;
23 и пошли в южную страну, и дошли до Хеврона, где жили Ахиман, Сесай и Фалмай, дети Енаковы: Хеврон же построен был семью годами прежде Цоана, города Египетского;
24 и пришли к долине Есхол, и срезали там виноградную ветвь с одною кистью ягод, и понесли ее на шесте двое; взяли также гранатовых яблок и смокв;
25 место сие назвали долиною Есхол, по причине виноградной кисти, которую срезали там сыны Израилевы.
26 И высмотрев землю, возвратились они через сорок дней.
27 И пошли и пришли к Моисею и Аарону и ко всему обществу сынов Израилевых в пустыню Фаран, в Кадес, и принесли им и всему обществу ответ, и показали им плоды земли;
28 и рассказывали ему и говорили: мы ходили в землю, в которую ты посылал нас; в ней подлинно течет молоко и мед, и вот плоды ее;
29 но народ, живущий на земле той, силен, и города укрепленные, весьма большие, и сынов Енаковых мы видели там;
30 Амалик живет на южной части земли, Хеттеи, Иевусеи и Аморреи живут на горе, Хананеи же живут при море и на берегу Иордана.
31 Но Халев успокаивал народ пред Моисеем, говоря: пойдем и завладеем ею, потому что мы можем одолеть ее.
32 А те, которые ходили с ним, говорили: не можем мы идти против народа сего, ибо он сильнее нас.
33 И распускали худую молву о земле, которую они осматривали, между сынами Израилевыми, говоря: земля, которую проходили мы для осмотра, есть земля, поедающая живущих на ней, и весь народ, который видели мы среди ее, люди великорослые;
34 там видели мы и исполинов, сынов Енаковых, от исполинского рода; и мы были в глазах наших пред ними, как саранча, такими же были мы и в глазах их.
Продолжим (Книга Числа, Глава 14):
1 И подняло все общество вопль, и плакал народ во всю ту ночь;
2 и роптали на Моисея и Аарона все сыны Израилевы, и все общество сказало им: о, если бы мы умерли в земле Египетской, или умерли бы в пустыне сей!
3 и для чего Господь ведет нас в землю сию, чтобы мы пали от меча? жены наши и дети наши достанутся в добычу врагам; не лучше ли нам возвратиться в Египет?
4 И сказали друг другу: поставим себе начальника и возвратимся в Египет.
5 И пали Моисей и Аарон на лица свои пред всем собранием общества сынов Израилевых.
6 И Иисус, сын Навин, и Халев, сын Иефонниин, из осматривавших землю, разодрали одежды свои
7 и сказали всему обществу сынов Израилевых: земля, которую мы проходили для осмотра, очень, очень хороша;
8 если Господь милостив к нам, то введет нас в землю сию и даст нам ее - эту землю, в которой течет молоко и мед;
9 только против Господа не восставайте и не бойтесь народа земли сей; ибо он достанется нам на съедение: защиты у них не стало, а с нами Господь; не бойтесь их.
10 И сказало все общество: побить их камнями! Но слава Господня явилась в скинии собрания всем сынам Израилевым.
11 И сказал Господь Моисею: доколе будет раздражать Меня народ сей? и доколе будет он не верить Мне при всех знамениях, которые делал Я среди его?
12 поражу его язвою и истреблю его и произведу от тебя народ многочисленнее и сильнее его.
13 Но Моисей сказал Господу: услышат Египтяне, из среды которых Ты силою Твоею вывел народ сей,
14 и скажут жителям земли сей, которые слышали, что Ты, Господь, находишься среди народа сего, и что Ты, Господь, даешь им видеть Себя лицем к лицу, и облако Твое стоит над ними, и Ты идешь пред ними днем в столпе облачном, а ночью в столпе огненном;
15 и если Ты истребишь народ сей, как одного человека, то народы, которые слышали славу Твою, скажут:
16 Господь не мог ввести народ сей в землю, которую Он с клятвою обещал ему, а потому и погубил его в пустыне.
17 Итак да возвеличится сила Господня, как Ты сказал, говоря:
18 Господь долготерпелив и многомилостив, прощающий беззакония и преступления, и не оставляющий без наказания, но наказывающий беззаконие отцов в детях до третьего и четвертого рода.
19 Прости грех народу сему по великой милости Твоей, как Ты прощал народ сей от Египта доселе.
20 И сказал Господь Моисею: прощаю по слову твоему;
21 но жив Я, и славы Господней полна вся земля:
22 все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали Меня уже десять раз, и не слушали гласа Моего,
23 не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их; все, раздражавшие Меня, не увидят ее;
24 но раба Моего, Халева, за то, что в нем был иной дух, и он совершенно повиновался Мне, введу в землю, в которую он ходил, и семя его наследует ее;
25 Амаликитяне и Хананеи живут в долине; завтра обратитесь и идите в пустыню к Чермному морю.
26 И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря:
27 доколе злому обществу сему роптать на Меня? ропот сынов Израилевых, которым они ропщут на Меня, Я слышу.
28 Скажи им: живу Я, говорит Господь: как говорили вы вслух Мне, так и сделаю вам;
29 в пустыне сей падут тела ваши, и все вы исчисленные, сколько вас числом, от двадцати лет и выше, которые роптали на Меня,
30 не войдете в землю, на которой Я, подъемля руку Мою, клялся поселить вас, кроме Халева, сына Иефонниина, и Иисуса, сына Навина;
31 детей ваших, о которых вы говорили, что они достанутся в добычу врагам, Я введу туда, и они узнают землю, которую вы презрели,
32 а ваши трупы падут в пустыне сей;
33 а сыны ваши будут кочевать в пустыне сорок лет, и будут нести наказание за блудодейство ваше, доколе не погибнут все тела ваши в пустыне;
34 по числу сорока дней, в которые вы осматривали землю, вы понесете наказание за грехи ваши сорок лет, год за день, дабы вы познали, что значит быть оставленным Мною.
35 Я, Господь, говорю, и так и сделаю со всем сим злым обществом, восставшим против Меня: в пустыне сей все они погибнут и перемрут.
36 И те, которых посылал Моисей для осмотрения земли, и которые, возвратившись, возмутили против него все сие общество, распуская худую молву о земле,
37 сии, распустившие худую молву о земле, умерли, быв поражены пред Господом;
38 только Иисус, сын Навин, и Халев, сын Иефонниин, остались живы из тех мужей, которые ходили осматривать землю.
В книге Второзакония сам Моисей кратко пересказывает эту историю для потомков. Может быть, он видит ее как-то по-другому? Посмотрим.
Книга Второзаконие, глава 1:
24 Они пошли, взошли на гору и дошли до долины Есхол, и обозрели ее;
25 и взяли в руки свои плодов земли и доставили нам, и принесли нам известие и сказали: хороша земля, которую Господь, Бог наш, дает нам.
26 Но вы не захотели идти и воспротивились повелению Господа, Бога вашего,
27 и роптали в шатрах ваших и говорили: Господь, по ненависти к нам, вывел нас из земли Египетской, чтоб отдать нас в руки Аморреев и истребить нас;
28 куда мы пойдем? братья наши расслабили сердце наше, говоря: народ тот более, и выше нас, города там большие и с укреплениями до небес, да и сынов Енаковых видели мы там.
29 И я сказал вам: не страшитесь и не бойтесь их;
30 Господь, Бог ваш, идет перед вами; Он будет сражаться за вас, как Он сделал с вами в Египте, пред глазами вашими,
31 и в пустыне сей, где, как ты видел, Господь, Бог твой, носил тебя, как человек носит сына своего, на всем пути, которым вы проходили до пришествия вашего на сие место.
32 Но и при этом вы не верили Господу, Богу вашему,
33 Который шел перед вами путем - искать вам места, где остановиться вам, ночью в огне, чтобы указывать вам дорогу, по которой идти, а днем в облаке.
34 И Господь услышал слова ваши, и разгневался, и поклялся, говоря:
35 никто из людей сих, из сего злого рода, не увидит доброй земли, которую Я клялся дать отцам вашим;
36 только Халев, сын Иефонниин, увидит ее; ему дам Я землю, по которой он проходил, и сынам его, за то, что он повиновался Господу.
37 И на меня прогневался Господь за вас, говоря: и ты не войдешь туда;
38 Иисус, сын Навин, который при тебе, он войдет туда; его утверди, ибо он введет Израиля во владение ею;
39 дети ваши, о которых вы говорили, что они достанутся в добычу врагам, и сыновья ваши, которые не знают ныне ни добра ни зла, они войдут туда, им дам ее, и они овладеют ею;
Бог упомянул о том, что подобный инцидент непослушания, или даже предательства, был не единственным. И действительно, их было много. Особенно вопиющим мне кажется случай с обретением заповедей Моисеем на горе Синай.
Книга Исход, глава 19
3 Моисей взошел к Богу на гору, и воззвал к нему Господь с горы, говоря: так скажи дому Иаковлеву и возвести сынам Израилевым:
4 вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас как бы на орлиных крыльях, и принес вас к Себе;
5 итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля,
6 а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым.
7 И пришел Моисей и созвал старейшин народа и предложил им все сии слова, которые заповедал ему Господь.
8 И весь народ отвечал единогласно, говоря: все, что сказал Господь, исполним. И донес Моисей слова народа Господу.
…
16 На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою, и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане.
17 И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у подошвы горы.
18 Гора же Синай вся дымилась от того, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась;
19 и звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом.
20 И сошел Господь на гору Синай, на вершину горы, и призвал Господь Моисея на вершину горы, и взошел Моисей.
На этой горе Бог дал Моисею 10 заповедей.
В том числе, напомню и следующую (Книга Исход, Глава 20):
4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;
5 не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,
6 и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
Книга Исход, Глава 24:
3 И пришел Моисей и пересказал народу все слова Господни и все законы. И отвечал весь народ в один голос, и сказали: все, что сказал Господь, сделаем.
И, далее:
12 И сказал Господь Моисею: взойди ко Мне на гору и будь там; и дам тебе скрижали каменные, и закон и заповеди, которые Я написал для научения их.
…
18 Моисей вступил в средину облака и взошел на гору; и был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей.
Пока Моисей слушал закон, в том числе подробную инструкцию изготовления Ковчега откровения и Скинии, произошло невероятное (Книга Исход, Глава 32):
1 Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось.
2 И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне.
3 И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону.
4 Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!
5 Увидев сие, Аарон поставил пред ним жертвенник, и провозгласил Аарон, говоря: завтра праздник Господу.
6 На другой день они встали рано и принесли всесожжения и привели жертвы мирные: и сел народ есть и пить, а после встал играть.
7 И сказал Господь Моисею: поспеши сойти; ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской;
8 скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы и сказали: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!
9 И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он - жестоковыйный;
10 итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя.
Кстати, когда евреи были отправлены ходить по пустыне, они, тем не менее, продолжали, то и дело роптать на Господа:
Книга Числа, Глава 20.
2 И не было воды для общества, и собрались они против Моисея и Аарона;
3 и возроптал народ на Моисея и сказал: о, если бы умерли тогда и мы, когда умерли братья наши пред Господом!
4 зачем вы привели общество Господне в эту пустыню, чтобы умереть здесь нам и скоту нашему?
5 и для чего вывели вы нас из Египта, чтобы привести нас на это негодное место, где нельзя сеять, нет ни смоковниц, ни винограда, ни гранатовых яблок, ни даже воды для питья?
6 И пошел Моисей и Аарон от народа ко входу скинии собрания, и пали на лица свои, и явилась им слава Господня.
7 И сказал Господь Моисею, говоря:
8 Возьми жезл и собери общество, ты и Аарон, брат твой, и скажите в глазах их скале, и она даст из себя воду: и так ты изведешь им воду из скалы, и напоишь общество и скот его.
9 И взял Моисей жезл от лица Господа, как Он повелел ему.
10 И собрали Моисей и Аарон народ к скале, и сказал он им: послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду?
11 И поднял Моисей руку свою и ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды, и пило общество и скот его.
12 И сказал Господь Моисею и Аарону: за то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему.
Итак, по-моему, в тексте написано все очень ясно. Бог не ввел евреев в обещанную им землю по причине того, что евреи «не верили» Богу, «роптали» на Бога, «раздражали» Бога и вообще «блудодействовали». Хождение по пустыне было для них наказанием и уроком. Уроком послушания Богу.
И ничего не написано про рабство. Ни слова.
И действительно, как-то не очень похожи эти евреи на рабов, не правда ли? Хозяин таких рабов, поистине, должен быть святым человеком, не побоюсь этого слова с буддистским терпением, чтобы совладать с такими рабами.
Более того, ведь получается интересная вещь. Бог водил евреев по пустыне для того, чтобы ее привить им эту саму рабскую модель поведения (послушание, вера, подчинение приказам и пр.), а не для того, чтобы ее искоренить. Но привить в отношении Бога и человека. Евреи, будучи рабами в земле Египетской оказались непокорными, «жестоковыйными», честно говоря, даже наглыми по отношению к Богу. Они просто ему не поверили, усомнились в его словах о том, что он им дает ту землю, куда они шли. Чудеса, знамения, ничего не сработало.
В общем, на этом можно заканчивать. Особенно, если Вы сторонники буквального толкования Библии. А здесь, честно говоря, все очень ясно, даже просто (это не Откровение Иоанна, прямо скажем).
Однако давайте займемся «духовным блудодейством» и попробуем все-таки придумать аргументы «за» «рабскую» трактовку этого фрагмента.
Во-первых, можно возразить, что вызывающие манеры, наглость, оппортунистическое поведение, предательство и пр. - это другая сторона раба. В этой связи вспоминается, как невероятно быстро наглел Шариков в «Собачьем Сердце». Такая же метаморфоза происходила со всей «командой» Швондера, которые почувствовали себя «хозяевами жизни», оставаясь при этом «лакеями» духа. Раб не чувствует себя полноценным человеком и, поэтому, не чувствует ответственности за свои поступки. Как собака, которую чужой человек поманил колбасой, и она побежала за ним. Винить ее бесполезно - инстинкты. Может быть, мгновенная свобода, по принципу из грязи в князи (подразумевая, что все еще «грязь», хотя уже и «князь»), не привела к появлению чувства ответственности. А без какого чувства с человеком заключать договор и надеется на его исполнение (Завет, напомню, это и есть договор Бога с человеком) тяжеловато.
Более искушенные люди, подумав, могут предложить второй аргумент в пользу того, что Бог все-таки «лечил» евреев от рабства. Мол, раб Бога - это высокое и почетное звание (и это правда), подразумевающее (что уже не так очевидно), что других хозяев у человека нет. Об этом, помниться говорил Кураев (с гордостью, естественно). Соответственно, можно предположить, что Бог хотел сделать людей свободными (излечить их от рабской модели поведения к другим людям) для того, чтобы они стали настоящими рабами Бога.
Оба эти аргумента опираются на предположение, согласно которому раб не угоден Богу как служитель, а подлинный народ Божий должен проявлять черты «свободной» модели поведения.
Что тут скажешь. На мой взгляд - это ошибка, так как смешиваются отношения между людьми (в том числе отношения хозяин-раб) и отношение между человеком и Богом. Первые проецируются на вторые, что неверно.
Все-таки раб Бога и раб Бори или Вани - это разные вещи, находящиеся в разных плоскостях. Одно другому не мешает. На практике, эти вещи легко могли быть совмещены. Евреи, когда были рабами, оставались народом Бога. Христианами также вполне спокойно потом становились рабы. Кстати, тут можно предположить, что, как раз, наоборот, евреем не хватало покорности, доверия, исполнительности при взаимоотношении с Богом, то есть не хватало, собственно, черт настоящего раба. Почему же они не перенесли эту «рабскую модель» поведения, отработанную в отношении с египтянами на отношение с Богом? Не потому ли, что это совсем разные ситуации?
Но, что более важно - обратная связь «раб Бога - свободный человек» не работает. Положим, логическая связь «раб Бога - следовательно, не раб никому» истина. Но это не значит, что «не раб никому, следовательно, раб Бога» также истинно. Отметим, что враги Бога - хананеи, в истреблении которых заключалась миссия евреев в Земле Обетованной, были свободным народом. И это их не делало ближе к Богу.
Совершенно не факт, что профессор Преображенский как христиание лучше Шарикова и Швондера (хотя в данном случае, может быть и лучше, так как последние - носители социалистической идеологии).
Из текста Библии следует, что Бог пожелал сделать свой народ свободным. И сделал он это быстро. Но это не привело автоматически к послушанию перед Богом. В этом ключевая проблема.
Книга Левит, глава 26.
13 Я Господь Бог ваш, Который вывел вас из земли Египетской, чтоб вы не были там рабами, и сокрушил узы ярма вашего, и повел вас с поднятою головою.
14 Если же не послушаете Меня и не будете исполнять всех заповедей сих,
15 и если презрите Мои постановления, и если душа ваша возгнушается Моими законами, так что вы не будете исполнять всех заповедей Моих, нарушив завет Мой, -
16 то и Я поступлю с вами так: пошлю на вас ужас, чахлость и горячку, от которых истомятся глаза и измучится душа, и будете сеять семена ваши напрасно, и враги ваши съедят их;
17 обращу лице Мое на вас, и падете пред врагами вашими, и будут господствовать над вами неприятели ваши, и побежите, когда никто не гонится за вами.
18 Если и при всем том не послушаете Меня, то Я всемеро увеличу наказание за грехи ваши,
19 и сломлю гордое упорство ваше, и небо ваше сделаю, как железо, и землю вашу, как медь;
Сотни, если не тысячи раз в Ветхом Завете повторяется одно и то же словосочетание «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои».
Здесь видно, что освобождение от рабства, с одной стороны, и послушание Богу, с другой, вещи автоматически не связанные. Следовательно, полагать, что Бог, наказывая евреев 40-ним путешествием по пустыне, говоря, что это им за недоверие, ропот, непослушание Богу, на самом деле пытался искоренить в них рабскую модель поведения, нет никаких оснований. Становление свободного человека и становление покорного Богу человека - разные процессы.
На самом деле, раб ты или не раб по отношению к другим людям никак не влияет на то, являешься ли ты достойным рабом Бога. Дело вообще не в том, раб ты или свободный человек. В силу этого, христианство, возникнув в мире, в котором рабовладельческий уклад доминировал (Римская Империя), никакого особого мнения по поводу этого института не имело, а само рабовладение как социальный порядок не противоречило христианскому миропониманию. Это отдельный и очень интересный вопрос (ведь это противоречит так называемой нравственности и так называемой морали), который я рассмотрю в одном из следующих своих постов.