Какие люди были раньше, можно сказать “не то, что ныняшнее племя”. Знаете, с чего начинают утреннюю молитву некоторые старообрядцы? Правильно, с проклятий в адрес Петра I и Питирима. Что-же такого нужно было сделать, чтобы до сих пор тебя проклинали и ненавидели?
Справедливости ради, стоит сказать что вплоть до 1719 года - времени занятия нижегородской кафедры, отношение старообрядчества к Питириму было совершенно иным. Больше того, при отъезде Питирима от старообрядцев последние «собрали денег небольшое число и поднесли тому Питириму в почесть». Что свидетельствует о, как минимум, нейтральных отношениях. И это при том, что уже с 1702 года Питирим вёл активную миссионерскую деятельность, сразу после указа Петра "О веротерпимости".
Но вот в 1719 году Питирим становится епископом Нижегородским и Арзамасским, фактически "подвинув" с этой должности прошлого епископа-консерватора, Филарета. С этих самых пор начинаются наиболее грандиозные в то время гонения на старообрядцев. До сих пор остается загадкой, почему же сам Питирим, будучи выходцем из традиционной старообрядческой семьи, а также видным деятелем старообрядчества на Ветке (один из религиозных центров, граница с Польшей), практически "сменил" веру.
Деятельность Питирима в должности епископа и послужила поводом для ненависти со стороны старообрядчества. Будучи близок с сестрами Петра, он поддерживал сообщение с самим Императором. Именно Питирим предложил Петру проект реформ по устранению раскола, причем этот проект пришелся ко времени и к месту, так как Россия была истощена войнами и нуждалась в пополнении казны. Основным, и наиболее важным аспектом реформ стало введение двойного налога по отношению к старообрядцам (Указ от 8 января 1716 года). Проводником этой политики в Нижегородском Поволжье и стал Питирим, активно использовавший светскую власть в лице нижегородского вице-губернатора Ю.А. Ржевского для искоренения «раскола».
Методы нового епископа были довольно интересны. Поочередно он вызывал к себе всех священнослужителей области и просил их написать списки "раскольников", состоящих в их приходах, для последующего обложения их двойным налогом. Священники, само собой, отказывались. Тогда Питирим сажал их в камеру при монастыре и держал там до того, пока они не напишут необходимые списки. Причем, бывало, Питирим пускал в ход не только молитву и доброе слово для убеждение попов, но и собственные кулаки. Зачастую настоящих раскольников в приходах не было, тогда священники "закладывали" обычных прихожан, внося из в списки как "раскольников". Тех, конечно, облагали двойной податью, за что прихожане не были благодарны своему священнику. Но самое интересно заключалось в том, что Питирим обещал оставлять на своих местах "покаявшихся" священников, а на деле сразу после написания признательной их отправляли в ссылку. Потому что по действующему тогда законодательству укрывание раскольников каралось весьма жестко.
Такая политика Питирима имела несколько важных последствий.
1) Уже через 3 года служить в храмах было просто некому. Сослано было большинство служителей, а выпускники семинарий других городов и весей не спешили в нижегородчину.
2) Соответственно, Питирим предпринимает весьма грамотные шаги в разрешении сложившейся проблемы дефицита кадров: он открывает Нижегородскую семинарию и ряд приходских школ для подготовки собственных кадров. И это внесло определенный вклад в развитие образования Нижегородской области.
3) Под страхом разорения от двойного налога все большее число крестьян переходит в официальное православие, а самые принципиальные старообрядцы бегут в соседние области и даже за Урал.
4) Активность Питирима укрепляет позиции нижегородской епархии, которая в начале своего существования считалась беднейшей в России. Теперь же нижегородская епархия - один из важнейших центров официального православия.
Остаются открытыми вопросы, касающиеся личности самого Питирима. Почему он сменил веру? Чем обусловлено его рвение в искоренении раскола? Так что, если вам что-либо известно поданному вопросу - прошу писать :)
Обсуждение тут