О менталитете и его значении

Mar 16, 2024 16:01

Сейчас у некоторых, скажем так, представителей прогрессивной науки стало модным утверждать, что такого понятия, как менталитет, вообще не существует! Что-ж, приведём тут парочку простейших примеров, которые очевидно и надёжно доказывают обратное.

Вообще, в инстаграм последнее время находим все больше и больше отличных аккаунтов, публикующих актуальную и историческую статистическую информацию в виде наглядных карт и инфографики. У этой когорты авторов даже название есть - мепперы (от англ. map - карта). Мы даже поначалу думали сделать их подборку, но потом поняли, что их там многие сотни! Хотя, наверное, в скором времени всё-таки составим наш личный топ-список. Так вот, наткнулись мы вот на такую наглядную карту религиозной ситуации в Германии:



Итак, вроде как один народ, говорящий на одном языке - и такое разное отношение к христианству. Что-ж, отметим сразу, что прежде всего, об исторических причинах, по которым Германия оказалась разделённой на условный протестантский север и католический юг, сказано и написано очень много. Если вкратце - северные немцы жили в духе Ганзы, того самого духа капитализма, с которым, как известно, и связана протестантская культура. Глубоко традиционный, аграрный и феодальный вплоть до образования Германской Империи Юг во главе с Баварией же закономерно стал одним из основных оплотов католицизма в Европе.

Однако на приведённой выше карте гораздо более существенным кажется различие между бывшими Западной и Восточной Германиями. Причём в ГДР, в отличие от СССР и некоторых других стран соцлагеря, никогда не было каких-то особо жестких гонений на церковь и религию в целом. Однако правительство сказало: «строим марксизм-ленинизм!» - и послушные немцы исполнительно и дружно стали отрекаться от веры даже без особого понуждения. И здесь особенно хорошо можно проследить тот самый «ордунг», базовую черту менталитета всех немцев - исполнительность, педантичность, законопослушность. Как в таких условиях были возможными революции 1918 года в Германской Империи и 1989 года в ГДР? Что-ж, во-первых, принцип пустого холодильника порой работает даже и на таких народах, ну в во-вторых, в обеих случаях, как бы конспирологично это б не звучало, не обошлось без участия… самой власти!

Собственно, поэтому другие страны соцлагеря с другим менталитетом - Румыния, Польша, Венгрия - несмотря на такой же длительный период под властью коммунистов остаются и по сей день одним из самых религиозных стран Европы. А вот Чехия, напротив, самая неверующая. Почему же? Во-первых, потому что менталитет Чехии, как это ни странно, очень и очень схож с менталитетом немцев - всё-таки сказываются многие столетия жизни под властью именно что германских правителей. Ведь даже чешский язык пришлось восстанавливать по сути с нуля в XIX веке - тогда почти всё село и весь город говорили на немецком. Кроме того, в случае Чехии играет роль и память о гуситах, хоть те, конечно, атеистами не были, скорее уж неким прообразом всё тех же протестантов.

Ещё один интересный пример, касающийся менталитета, а может даже и той самой «генетической памяти» - протесты в недавней истории Беларуси. В каких городах они приобретали наиболее радикальный размах? Нет, не в наиболее католических,«националистических» (это стереотип) и западных по духу городах гродненской области, как можно было бы подумать - и даже не в Минске. Брест, Барановичи, Кобрин и особенно Пинск - там вовсю доходило до драк с милицией и попыток штурма зданий. А теперь вспомним, что все перечисленные города - это земля полешуков, которые по сути мало чем отличаются по своему происхождению и языку от населения украинского Полесья.



Вот и закрадывается невольно мысль - уж не дал ли о себе знать таким вот образом полесско-украинский бунтарский дух? Ведь на самом деле, украинцы всегда были на порядок воинственнее и организованнее беларусов, особенно когда дело касалось политики. Во всяком случае, последних сто с лишним лет уж точно. Ведь в период распада Российской Империи БНР, в отличие от УНР, так и не смогла организовать свою армию. В межвоенный период в Беларуси - ни с советской, ни с польской стороны - не было практически никакого партизанского движения, сравнимого с ОУН. Ну и времена перестройки и становления независимости в комментариях в этом плане, думаем, не нуждаются. Так что менталитет и этногенез ещё как играют роль, как бы кто этого ни отрицал.

Украина, Этнография, Европа, Беларусь

Previous post Next post
Up