Ты рассказал мне просто правду,
А я ужасную хочу!
Такую, чтобы обосраться,
Завыть, забиться, захрипеть.
Эмиграция в Новый свет была своего рода отрицательным отбором. Из Европы уезжали те, кому не нашлось места в Старом свете. Эмигранты, в массе своей, не отличались высоким уровнем образования и культуры. Неудивительно, что в 18-19-м веках в Америке были некоторые трудности с театральными актёрами. Хорошие актёры из Европы не эмигрировали, их и там неплохо кормили, а с плохими ничего сложнее дешевого водевиля не поставишь.
Невысокие скорости парусных судов и спартанские условия для пассажиров не способствовали гастролям европейских театров. В условиях такой полу-изоляции возник новый максимально упрощенный жанр - мюзикл. Казалось бы, с возвращением США в европейскую культуру в конце 19-го начале 20-го века мюзикл должен был умереть, но этого не произошло. Более того, появление звукового кино оживило находившийся при смерти жанр, а благодаря Эндрю Ллойд-Веберу в этой куче дерьма начали появляться пусть и мелкие, но настоящие жемчужины типа "Призрака оперы".
Можно провести некоторые аналогии с СССР. Поп-культурная изоляция, помимо административных ограничений, имела и другие составляющие:
1. Языковой барьер. Иностранные языки учили в школах, но уровень преподавания был невысок, а отсутствие общения с носителями языка затрудняло перевод на слух.
2. Мировоззренческий барьер. Различия в образе жизни и менталителе так же препятствовали пониманию иностранной поп-культуры. Не говоря уже о жаргонных словах и иносказательных выражениях, которыми изобилуют поп-тексты.
3. Отсутствие совместного поп-культурного прошлого. Ну откуда жителю СССР знать, какой подтекст скрыт в имени Фанни Брайт в рождественской песне Джингл Беллз, или зачем нужно выбирать мех, чтобы заняться на нём любовью с Элеонор Гриффин? Любители истории могут быть в курсе, почему "атака легкой кавалерии" - это ой, всё, а "тонкая красная линия" - мегакруто, но каково разговорное значение этих терминов?
4. Отсутствие доступа к критике и интерпретации, необходимого для понимания смыслов и подтекстов в свете пунктов 1...3.
Это создало в советской поп-культуре довольно просторную нишу для плагиаторов. Заглядывая в щелочку в "железном занавесе", или даже иногда выходя наружу через калиточку, можно было воровать тексты, мелодии, смыслы и идеи, не опасаясь, что тебя схватят за руку. В результате квалифицированный ремесленник, на котором во всём мире держится шоу-бизнес, был вытеснен "творцом"-плагиатором. Квалифицированному ремесленнику тяжело конкурировать с плагиатором, так как ремесленник создаёт посредственный продукт, а плагиатор ворует лучшее.
В советской системе, безусловно, было место и для гениев, причём вразумление и направление их звиздюлями давало потрясающие результаты.
Но я, как посредственность, не стану лезть в высокие материи, да и речь не о взаимоотношениях гения и цензуры.
Казалось бы, после распада СССР экологическая ниша для "творцов"-плагиаторов должна была прекратить своё существование, но, как ни странно, этого не произошло. Отмены административных ограничений оказалось недостаточно. Перечисленные мной барьеры были постепенно ослаблены, но не исчезли совсем. К тому же, ряд удачных заимствований, например, концепция "ужасной правды", позволили "творцам"-плагиаторам успешно пережить конец 80-х и 90-е. Зритель смотрел во все глаза на чернуху, и радовался, что у него, конечно, всё очень плохо, но не настолько!
Диктатура посредственностей в шоу-бизнесе, пользуясь накопленными при СССР деньгами и связями, успела модернизировать систему, максимально ослабив обратную связь от слушателя/зрителя к исполнителю. Популярность исполнителю создаётся искусственно, и финансовое положение "творцов" слабо зависит от качества продукта. Гении в такой системе крайне нежелательны. Гений капризен и трудно управляем. Посредственность, хоть и приносит меньше денег, требует при этом меньших затрат, даёт стабильный результат, и легко заменима в случае поломки.
А потребителю волей-неволей придётся жрать чего дают. Проблемы с творческим поиском неплохо решаются наркотиками, которых сейчас полно на любой вкус и цвет. Впрочем, похожая потогонная система, пусть и не настолько всеобъемлющая, сложилась и в мировой культуре.
К тому же, международная репутация россии, как заповедника медведей, водки и балалайки, препятствует гастролям иностранных поп-звёзд. Добавляет проблем и низкий курс рубля. Поэтому внутренняя эмиграция потребителей, недовольных качеством отечественного шоу-бизнеса, немного сокращает "творцам" кормовую базу и заставляет их ворчать, но никак не влияет на устойчивость сложившейся системы. Избалованный системой "творец" в душе прекрасно понимает, что его продукт вторичен, и является откровенной халтурой. И иллюзия того, что "пипл хавает", вызывает у творца искреннее презрение к публике. Публика чем-то недовольна? Не понимает наркотический трип "творца"? Хорошо, опускаемся до её уровня (точнее до того, что "творец" считает уровнем публики), и показываем со сцены голую жопу. Странно, тупой народ не понимает, зачем в "Травиате" марсельские матросы в стрингах и цыганки топ-лесс. Что же ему, гаду, надо-то?! Ещё ниже? Куда уж ниже? "Кровь-кишки-распидарасило"?
А вот это в россии уже почему-то не приветствуется. И даже для голой жопы на сцене нужен годный контекст. А "творец" не умеет, не обучен, не привык. Более того, государство время от времени начинает понимать, что с поп-культурой происходит какая-то нездоровая фигня, и, со свойственной государству неповоротливостью и неуклюжестью, пытается минимизировать издержки. Во время таких компаний "творцу" становится неуютно, его терзают нехорошие предчувствия, что очередная попавшая под раздачу зарвавшая скотина - не последняя, и очередь может дойти и до него.
И вот тут взор "творца" обращается на Украину.
Построение на Украине нацистского государства, в силу раздоблайства основной массы населения и дебилизма исполнителей, идёт, но медленно. Поэтому до жесткого регламентирования поп-культуры, характерного для украинской иконы стиля - нацистской Германии, ещё очень далеко. И в данной области рады любым попутчикам. Годный контекст не требуется, для обоснования голой жопы на сцене достаточно крикнуть "Слава Украине!". А под "всё будет Украина" можно даже "кровь-кишки-распидарасило"! Это же настоящий рай для "творца"! Возможность ненадолго отвлечься от изнуряющего копирования и опуститься на свой естественный уровень для него бесценна! "Слава Украине" - не слишком высокая плата за это. К тому же есть большой, правда, не слишком платежеспособный спрос и на совсем залежавшийся товар, например, на "ужасную правду", только о россии, а это обиженный "творец" завсегда и с удовольствием! Хорошо-то как!
Впрочем, "творец", всё-таки, посредственность, а не полный идиот, поэтому прекрасно понимает разницу между турпоездкой и эмиграцией, и избавить ненавистную "рашку" от своего присутствия не готов. Но при этом будет совершенно искренне, всеми фибрами души хвалить и поддерживать Украину - свою землю обетованную, свой рай на Земле.
А немногие идиоты, вовремя не осознавшие разницу между турпоездкой и эмиграцией, через какое-то время с удивлением обнаруживают себя в Германии или Израиле в полной заднице.
"Творец"-плагиатор - одновременно и создатель, и продукт сложившейся системы. Изменить или заменить его можно только изменив или заменив систему.
Будет ли система эволюционировать самостоятельно? Безусловно, будет, и, как показывает исторический опыт, лет через 50 она начнёт давать более-менее годный продукт, а ещё лет через 100 появится, наконец, новый Мольер, и напишет нового "Тартюфа". Жаль, в эту пору прекрасную жить не придётся ни мне, ни тебе...
Приведёт ли к положительным результатам разрушение системы? Безусловно, приведёт, и, как показывает исторический опыт, годный продукт будет дан уже через несколько лет. Однако за этим последует формирование новой системы, с новыми особенностями и недостатками. Не факт, что она будет лучше прежней. Мировая культура, пытаясь обойти эту проблему, мудро пошла по пути регулярного сноса складывающейся системы. Почему бы и нет?
Базис российской поп-культуры на данный момент по большей части заимствован извне, поэтому можно смело ломать эту уродливую развалюху, не опасаясь за целостность фундамента.