Кто живет в пруду? Или Как материализовавшиеся духи городу помогают.

May 28, 2018 17:48


Если теплым летним днем прийти на плотину городского пруда, на ее высокой стороне можно увидеть бодрых крепеньких  пенсионеров, играющих в шахматы или стерегущих разложенные на парапете подземного перехода книги. Они делают вид что их продают. Прохожие делают вид , что покупают.  Много кто листает книжки, а вот чтоб покупали- не часто бывает.

Так я размышляла, сидя на скамеечке поблизости и вглядываясь в стрелку полуострова с белеющим корабликом  стадиона «Динамо».



Фото из сети. Если знаете автора- подпишу.

Кто живет в пруду?- вот какой вопрос не давал мне покоя.

В каждом, уважающем себя пруду, кто то живет. Водяные, русалки, рыба на худой конец. Или какие нибудь духи местности. Хотя в рукотворном водоеме и духи должны быть не стихийные, а из народа.

Вот и у нашего пруда должны быть свои духи - защитники.

Без малого триста лет назад перегородили нашу довольно широкую, по местным меркам,  речушку тяжеленными стволами лиственниц.  А воду образовавшегося пруда пустили на водобойные колеса. Вот так  город наш возник. Писали еще про какой то разлом, который в аккурт под прудом проходит. В свое время он даже мешал строительству метро. Видимо, поэтому, нас осчасливили всего девятью станциями на  полуторамилионный город.



Я психоаналитик, а вовсе не краевед, как можно подумать по моему рассказу.  А нас, аналитиков, учат так называемому «рассеянному внаманию». Это такое внимание, как бы, по касательной. Когда не только клиента слушаешь, но и к себе прислушиваешься. Много тогда замечаешь того, что скользит на периферии сознания. Так разрозненные эпизоды складываются в единую историю. А чувства подсказывают правдивая ли история получается.  Ведь у чувств тоже есть своя логика.

Вот и я сижу тут и «слушаю» городской пруд.

Хорошо тут. Спокойно. Вроде и люди вокруг спешат. А серо - голубая вода вгоняет в трансовое состояние. И сквозь гам проступают другие образы. Они, вроде бы, всегда тут были. Но пока мозг включен в работу на полную мощь - он  игнорирует слабые сигналы. Так, рассматривая иногда картинки головоломки, вдруг замечаешь что вместо коряги обрисовалась чья то ушастая морда. А прогал между деревьями- чей то узнаваемый силуэт. И вон даже треуголка видна:)

Так и мне вдруг показалось, что не совсем обычые пенсионеры  коротают время на Плотинке. Это вписанные в тела живых людей духи-хранители пруда, и, вставшего над ним города.

Кто же у нас тут кто?

Вон тот степенный и неторопливый, что периодически кидает быстрые взгляды на гранитное обрамление берега -  явно  Сторож пруда. Была в 1723 году, в год основания города,  учреждена подобная должность. Сильный паводок в тот год навредил Уктусскому заводу и подчистую смыл  Верхнекаменский завод ( основанный, кстати, на 70 лет раньше). Хотя может и правильно что смыл. Его потом так и не восстановили. Значит не очень и нужен был.



Так вот, зело опечалившийся , тогдашний главный инженер завода Вильгельм де Геннин велел учредить должность смотрителя пруда. Чтоб следил за паводком, и, как увидит, что вода поднимается выше определенной метки, - бил бы в колокол и сзывал народ.  Тогда уж собирался заводской народишко- стар и млад - и все  укрепляли плотину. А река у нас, даром что маленькая, -во время паводка становится грозной силой.

(Кстати, а де Геннин в 1735 году  написал о строительстве Екатеринбурга книгу «Описание Уральских и Сибирских заводов», которая почти 150 лет была единственным учебником по возведению вододействующих заводов. Специалисты и ученики по всей России и Европе  копировали ее вручную и учились заводы делать, на примере нашего.  Но это уже другая история)

Так что я не удивлюсь,  если такой сторож и много поколений спустя помогает город беречь.

Следущего Хранителя углядела сразу.  Крепкий, жилистый, с большими руками. Смеется часто, а глаза всегда серьезные. Вдумчиво фигуры на доске переставляет. Видимо, привык никуда не торопиться.

Кажется, я знаю откуда он взялся.

Если посмотреть на план крепости 1726 года, то можно увидеть что тогда город заканчивался,   примерно, в райне улицы Первомайской.

Старые укрепления крепости как раз идут вдоль этой будущей улицы. А, если пересечь пруд, на прямой линии  как раз окажется портик дома горного начальника. Как раз в этих точках на берегах пруда и находились северные бастионы первоначального завода - крепости. И как раз на том месте, где в начале 19 века Михаил Павлович Малахов построил резиденцию владыки уральского края, на первоначальных планах значился пороховой погреб. Время было опасное. Завод не только металл лил, но и набеги башкир отражал.



Особняк Главного горного начальника на Гимназической набережной (ныне набережная Рабочей Молодежи, 3). Здание, выстроенное в XIX веке архитектором М. П. Малаховым, предназначалось для В. А. Глинки, занимавшего пост Главного горного начальника Екатеринбурга почти 20 лет (с 1837 по 1856 гг.) Фото Прокудина-Горского.

Так а что же с пороховым погребом? Это как - никак первое капитальное каменное сооружение на Урале.   Завалился ли он, или смыло очередным паводком? Кто знает. Только видится мне, что охранявший его солдатик из крестьян (назовем его условно Поликарпом Филиппычем) до сих пор не покинул свой пост, а пополнил собой отряд Хранителей города и пруда вокруг плотины.

Вот и коротает дни на плотине, играя в шахматы и зорко наблюдая не надумал ли кто зло какое сотворить.

Еще один Хранитель плотины, -  скорее не по материальному ведомству, а по духовному проходит. Прихрамывающий суховатый старичок. Книжки разложит на парапете и все гладит- гладит их узловатыми пальцами. Под лучами летнего солнышка и ломота в суставах не так чувствуется. А болеть суставам есть от чего. Потому как старичок этот сухонький- тот самый Старец Дионисий и есть, кто единственный смог убечь из Заречного Тына- страшного острога для священников старообрядцев, да смертников с горнощитских мраморных копий.

Был  в свое время он колодником на том полуострове, что занимает сейчас спортивный комплекс Динамо.

Никому не удавалось убежать из за забора, перетянутого металлическими полосами. Но сжалились над ним как то стражники. Попросил он из пруда воды попить- те и отпустили. Куда денется шатающийся от голода и немощей старик, да еще в ножных кандалах? Да только делся куда то. На один миг отвели згляд и нету! То ли по воде ушел, то ли сквозь землю провалился. Так и не нашли.

Вот и хорошо! Теперь у города появился еще один мощный Хранитель

Ну и разбавляют эту тройку древних  отцов- охранителей фигуры попроще, да побойчее: Духи памятников! Знаете таких?

Вот бюсты Петра Первого с Екатериной в 1917 году сбросили с плотины в пруд. Петра то потом достали. И стоит он теперь у Музея дизайна и архитектуры. Но жену его так и не нашли. Хотя может и к лучшему. Хоть никто пилить не будет за пустое времяпровождение. Так что у него теперь плотина, как гараж у современного мужика. Где еще с друзьями встретиться, да новости обсудить? А в сквере на пруду-  самое людное место. Все городские новости узнать можно. Тут тебе и просто прохожие, и парочки влюбленные в ротондах укрываются, и паломники крестным ходом идут, а то и городские активисты пруд обнимают. Не заскучаешь!



Ну а замыкает нашу пятерку хранителей совсем уж комичный персонаж. Ванька-голый! Слышали о таком? Хотя «голым» то его в народе кличут. А по паспорту он Памятник Освобожденному труду, что поставили на главной площади города  в 1920 году взамен памятника  сатрапу  Александру II.



С. Эрьзя. Памятник освобожденному труду. В народе: Ванька- голый.

Чем Ванька жителям не угодил- не ясно. Только и его скинули в пруд в 1926. Может Венеру какую голую в кустах напоминал. А может просто от общей пассионарности.

Так и собираются теперь все духи у главного створа Плотины, чтоб если беда нагрянет, снова ударить в колокол. Хотя где он нынче тот колокол? Вы не знаете?

Вот и я не знаю, но постараюсь выяснить.

Вот какие картинки можно увидеть на плотине городского пруда, если смотреть вокруг методом «рассеянного внимания».

А я, пожалуй, дальше по набережной пройдусь. Говорят у драм театра какая то Паучиха объявилась.

местное, краеведение

Previous post Next post
Up