Обещала написать как мозг влияет на особенности поведения. Это куски из книги Дэниэла Дж. Амена- доктора медицины, нейробиолога, эксперта по компьютерной томографии мозга
( Read more... )
У меня вызвала легкое недоумение фраза "За определенные типы поведения отвечают специальные участки мозга."
И да и нет. Если взять приведенные Вами краткие примеры и выбрать из каждого из них одно поведение (или любую другую функцию) то чуть погрузившись в детали Вы найдете, что много разных областей мозга участвуют в работе этой функции и взаимодействуют друг с другом сложным образом. В нейрологии постепенно уходит в историю мысль о том, что вот эта часть мозга занимается строго вот этим, а та - вот тем. Это было бы ну очень сильным упрощением. Кроме того есть пластичность и документированные случаи, когда область мозга перепрограммируется на другую функцию, например в случаях ампутаций конечностей, итд.
Ни в одной серьезной научной статье в pubmed Вы не найдете фразы подобной "Височные доли отвечают за уровень раздражительности" Нет никаких данных на эту тему. И описывать такое сложное явление, как раздражительность только как cerebral localization - это просто неправильно. Поведение, ровно как и мышление и чувства - это конструкции, которые очень хорошо описываются принципами overdetermination & multiple function. На раздражительность влияет множество факторов, включая уровни серотонина, адреналина, кортизола, состояние амигдалы, гиппокампа, областей PFC итд.
Согласна, это несколько упрощенный взгляд. Но до недавнего времени психологи вообще не обращали внимания на физиологию. Даже нас в универе учили на каких-то гепотетических примерах. Сечас к этому больше внимания и это хорошо. Я собственно только за то ратую, что физиологию тоже из внимания выпускать нельзя.
я не знаю, какие психологи не обращают внимания на физиологию. Это ж наивно. ведь депрессию или биполярное расстройство нельзя строго говоря диагностировать, если колебания настроения связаны с эндокринологическими факторами или употреблением препаратов. Фрейд был нейрологом. Юнг был врачем. В психоаналитические институты в США до недавнего времени пускали только людей с дипломом врача, хотя в последнее время это поменялось. В докторских программах по клинической психологии в США (PhD и PsyD) нейробиологию и психопатологию читают на первом курсе - это база. Я поэтому не знаю какие психологи не обращали внимания на физиологию (организационные?) Может быть те, кто не хотел на нее внимания обращать.
Когда я училась в институте психоанализа, нам ни одного часа нейробиологию не читали. Психопаталогию читали, но в основном не врачи. И сейчас у нас на психоанализе нейробиологию не читают. В универе психологам тоже не читают. И психопаталогию им не читают. Это российскии реалии.В этом году только клиническим психологам предложено (по желанию) пройти курс в мединституте в качестве повышения кваллификации.В России психоаналитикам не обязательно быть врачами. Многие идут из философии и психологии.
Это говорит только об уровне российского образования. Я-то согласна с тем, что реально хороший психотерапевт может вообще не иметь медицинских знаний, даже ликбез не пройти. Но все-таки было бы лучше, если бы уровень образования был выше. Меня еще расстраивает, что в медицинских ВУЗах психология преподается отчаянно слабо. Впрочем, ей и в школе стОило бы учить.
Не думаю, что в школе надо учить. Ну разве что давать общее представление. И то вряд ли. Психология не то что говорят в школе.Вернее говорить можно но терапевтической пользы не будет А многим школьникам требуется именно психотерапевтическая помощь. И их родителям, конечно:) Психологические услуги должны стать нормой потребления в обществе.
Надо учить. Но надо давать то, что практически пригодится. "Ругательные" классификации и разные определения - это, конечно, не то, что надо (это я вспоминаю, чему меня в институте учили)). А вот понимание психологии восприятия нужно, чтобы сколько-то успешно с другим людьми взаимодействовать. Знание о человеческих потребностях очень пригодятся, чтобы себя и других понимать. Наконец, надо конкретные навыки отрабатывать: умение себя презентовать, умение говорить, умение писать резюме. Это все непосредственное отношение к психологии имеет. Собственно, я сейчас перечисляю только то, что вспомнилось из моих наблюдений, чему тут (я сейчас в Канаде живу) учат в киндергартене и начальной школе. Ну, и вижу тут постоянно, что практически все окружающие меня взрослые люди определенными психологическими знаниями пользуются. Знания становятся частью культуры.
Про психологические услуги согласна. Но чтобы в России это произошло, нужно огромную работу проделать. И "снизу" вряд ли возможно что-то изменить. А "сверху" заняты совсем другим...
интересно. в США сейчас психоаналитики совсем не обязательно MD, так было до недавнего времени и вышло боком. Один психолог с адвокатским вторым образованием подал в суд за дискриминацию (клинических психологов и социальных работников) и выиграл.
У меня вызвала легкое недоумение фраза "За определенные типы поведения отвечают специальные участки мозга."
И да и нет. Если взять приведенные Вами краткие примеры и выбрать из каждого из них одно поведение (или любую другую функцию) то чуть погрузившись в детали Вы найдете, что много разных областей мозга участвуют в работе этой функции и взаимодействуют друг с другом сложным образом. В нейрологии постепенно уходит в историю мысль о том, что вот эта часть мозга занимается строго вот этим, а та - вот тем. Это было бы ну очень сильным упрощением. Кроме того есть пластичность и документированные случаи, когда область мозга перепрограммируется на другую функцию, например в случаях ампутаций конечностей, итд.
Ни в одной серьезной научной статье в pubmed Вы не найдете фразы подобной "Височные доли отвечают за уровень раздражительности" Нет никаких данных на эту тему. И описывать такое сложное явление, как раздражительность только как cerebral localization - это просто неправильно.
Поведение, ровно как и мышление и чувства - это конструкции, которые очень хорошо описываются принципами overdetermination & multiple function. На раздражительность влияет множество факторов, включая уровни серотонина, адреналина, кортизола, состояние амигдалы, гиппокампа, областей PFC итд.
Reply
Reply
Фрейд был нейрологом. Юнг был врачем. В психоаналитические институты в США до недавнего времени пускали только людей с дипломом врача, хотя в последнее время это поменялось. В докторских программах по клинической психологии в США (PhD и PsyD) нейробиологию и психопатологию читают на первом курсе - это база. Я поэтому не знаю какие психологи не обращали внимания на физиологию (организационные?) Может быть те, кто не хотел на нее внимания обращать.
Reply
Reply
Я-то согласна с тем, что реально хороший психотерапевт может вообще не иметь медицинских знаний, даже ликбез не пройти. Но все-таки было бы лучше, если бы уровень образования был выше. Меня еще расстраивает, что в медицинских ВУЗах психология преподается отчаянно слабо. Впрочем, ей и в школе стОило бы учить.
Reply
Reply
Про психологические услуги согласна. Но чтобы в России это произошло, нужно огромную работу проделать. И "снизу" вряд ли возможно что-то изменить. А "сверху" заняты совсем другим...
Reply
Reply
Reply
Leave a comment