Все гораздо проще, чем кажется.
Основная природная функция социальной системы, как и любой другой системы в принципе, - преобразование энергии, точнее, такое преобразование, которое недоступно другим типам систем. Это качественное отличие человечества заключается в том, что оно способно преобразовывать в потоки энергии структуры с высокой плотностью упаковки энергии и превращать их в другие системы с высокой плотностью упаковки энергии и низкопотенциальное тепло. Проще говоря, человечество единственное пока из известных нам социальных систем использует горючие материалы, ядерные материалы, гидро, гелио и прочие источники энергии, а также разные формы вещества для создания новых физических структур, обогрева, транспортировки и т.п. видов преобразования энергии. Для непрерывного повышения эффективности и объемов этого преобразования ему вынужденно пришлось обзавестись специализированным мозгом, способным создавать технологии. С момента овладения огнем на уровне стабильного навыка человек постоянно наращивал все большее преобразование различных исходных источников в потоки энергии внутреннего источника системы.
Преобразование энергии вполне физический процесс, который требует совершения столь же физической работы. Интеллект обслуживает этот процесс, обеспечивает структурирование процессов преобразования. Но сама работа по поддержке процесса преобразования остается вполне физической и ее реально выполняют не столь большое количество людей. Система существует, пока эта работа осуществляется. А это происходит, пока удовлетворяются потребности задействованных в этой работе людей. Если эти потребности не удовлетворяются, то первое, что происходит, их количество начинает сокращаться. Это сказывается на потоках энергии в системе. И при достижении некоторого уровня отклонения, которое допускает любая система, происходит крах системы.
Все остальные люди в социальной систем в принципе, если хотят жить, должны обеспечивать полное удовлетворение потребностей основной группы населения. При этом они сами являются важной частью системы регулирования системы. Они в принципе должны формировать требуемые потоки соответствующих социальных благ (образование, медицина, культура, отдых и т.п.) в обмен на получаемые от основной группы физические блага (пища, обогрев, жилье, транспорт и т.п.). Если баланс потребностей и благ соблюдается, то система становится устойчивой, в том числе и динамически, т.к. основная группа управляет мощностью внутреннего для системы источника энергии в соответствии со своим количеством, уровнем технологий и общим уровнем потребностей. Это состояние соответствует второму началу термодинамики, т.е. принципу минимума энергии системы или, как часто говорят физики, минимуму производства энтропии.
К сожалению, сейчас люди не столь далеко отошли от своей исходной биологической природы, и в условиях избытка благ, которые предоставляет им объединение в социальную систему, проявляют чисто биологическое зоосоциальное поведение, хорошо известное в живой природе. Они занимаются борьбой за статус. Эта борьба ведется через перетягивание на себя потока благ и приобретение статусных признаков в виде высокоэнергоемких благ индивидуального пользования. Это явление в биологии также встречается и носит название "паразитирование". Чаще это стратегия некоторых внешних видов, но есть и внутренний вид, известный как рак.
Поскольку у человечества внешних паразитов не существует, то он создает внутренние аналоги. Результат известен - войны, бунты, вымирания, крахи государств и т.п. прелести социальных негативов. Ранее эти явления были несинхронными и ограничивались границами отдельных государств. Теперь это глобальная проблема с глобальными же последствиями в виде самой масштабной самоорганизованной катастрофы.
Возвращаясь к теме "О реальной ценности умственного и физического труда", можно сказать, что сейчас самую высокую, практически витальную ценность, представляют люди труда, но момент упущен, поэтому последствия уже непредотвратимы.
Посмотреть обсуждение, содержащее этот комментарий