"Спасите горы" - 2. Об интеллигентности, стыде и образовании.

Nov 19, 2012 13:40

Есть много разных определений интеллигентного человека. Мы или соглашаемся с каким-то из них, или придумываем свое.
Для себя я принимаю такое определение: интеллигентен тот, кто как личную вину ощущает беду не родного по крови существа. Именно так.
Животные (по крайней мере, млекопитающие) любят своих детенышей. Люди - не исключение. Но они еще оказываются способны любить своих родителей, мужей и жен, друзей. Это, по-моему, нормальный признак вида, отсутствие таких привязанностей мною лично воспринимается как отклонение, ненормальность, болезнь. Но уважение и восхищение вызывает тот человек, которого тревожит и мучает судьба бездомных, больных, страдающих - и не только в своем городе или стране. А высшей формой человека для меня становится тот, кто сострадает ВСЕМ слабым и беззащитным - людям, животным, растениям. И не просто сострадает, но и пытается помочь.
Попытаюсь объяснить, почему.
Интеллигентность - по крайней мере, в русском языке - означает не просто могучий интеллект и большие знания, но и совершенно особое отношение к миру как к целому, как к системе, в которой все взаимосвязано; и уважение ко всем элементам этой системы, и понимание, что даже если они, взятые отдельно, другой породы существа, то, рассматриваемые как часть системы, составляют с нами одно целое. Это отношение основывается, по-моему, на умении смотреть на мир с некой точки, которая находится не в собственных глазах (голове), а выше; и с этой точки собственное Я перестает казаться центром мира.
Такой взгляд избавляет от ксенофобии, от цинизма, от равнодушия; и от страха - потому что человек перестает чувствовать себя маленьким существом, которое каждому обидеть легко. Он перестает бояться - перестает ненавидеть - начинает защищать. Он перестает считать своим домом кубик пространства, выделенный стенами и потолком его личного жилища, - начинает считать своим домом весь мир - начинает защищать этот дом.
Интеллигентность - это ответственность. Чувство и осознание того, что ты отвечаешь за последствия каждого своего поступка. Или - отсутствия поступка. Последнее называется чувством стыда.
Если слабому и трусливому становится стыдно, то он почти сразу (возможно, бессознательно) трансформирует эту чувство в ненависть, в агрессию к тому, по чьей «вине» ему стало стыдно. Ненависть к евреям за то, что «лучше нас живут, хорошо устроились». Ненависть чиновников к журналистам, публикующим правду о действиях этих самых чиновников, о войне в Чечне, об экономических преступлениях. Ненависть к первым оппозиционным митингам по поводу фальсификации выборов, к наблюдателям.
Ненависть к изгаженной природе оборачивается убийством животных, свалками в лесу, варварскими вырубками и варварскими же методами строительства дорог, комбинатов и прочего. Я уверена в том, что если владельцами этих строительных компаний движет стремление к наживе, то исполнители не просто равнодушны: они вымещают на беззащитной природе беспомощный гнев за собственную грязную, серую, нищую жизнь.
Для интеллигентного человека стыд - мощный двигатель к самоулучшению и к попытке исправить зло.
Путь к этому взгляду на мир очень непрост и довольно долог, и именно этот путь, я считаю, и является образованием - в самом что ни на есть корневом смысле слова: образуется из биомассы новый вид, «человек настоящий».
Зачем я хожу в походы? Зачем я пытаюсь приучить к походам своих учеников? Да, конечно, тут важно и «хорошая компания», и «в трудных условиях человек растет над собой», и многое другое. Но не менее - а то и более - важным будет другое: мы учимся видеть мир. В какой-то момент отдергиваешь уже занесенную для шага ногу, потому что там, куда ты хотел ступить, растет маленькая такая березка. Чувствуешь, что ствол дерева под твоей рукой - теплый, живой. Что вот это вечернее озеро, и эта скала, и это облако радуются тому, что ты радуешься их красоте…
Что вот эти сваленные в кучу, изломанные, вбитые колесами в грязь стволы - тела убитых деревьев. И что в этом виноват ты лично - потому что их убил такой же с виду, как ты, говорящий на твоем языке.
И сперва тебе хочется отомстить, убить, уничтожить этого подонка. А потом… Становится понятно, что надо сделать гораздо более трудное: надо научить его. Надо сделать его человеком.
Previous post Next post
Up