Новости сепаратизма

May 10, 2013 04:51

    08/05/2013 Билингв по принуждению - татарскому языку русских детей в Татарстане обучают с детского сада: обзор ИА REGNUM

    С 1 сентября 2012 года в Татарстане стартовал эксперимент по созданию билингвальных дошкольных учебных заведений. Отныне в детсадах республики внедряется новый учебно-методический комплект по обучению детей двум государственным языкам - по обучению русскоязычных детей татарскому языку и по обучению детей-татар родному языку и русскому языку. В конце учебного года корреспонденты ИА REGNUM поинтересовались у специалистов мнением относительно нововведения. Опрос показал, что эксперимент воспринят неоднозначно.
    Так, заведующий кафедрой социологии, политологии и менеджмента Казанского национального исследовательского технического университета Владимир Беляев считает, что вводить поголовное двуязычие в детсады в обязательном порядке не стоит. "В таком возрасте это ведет к неуверенности в себе, к путанице и совершенно не способствует усвоению обоих языков", - уверен профессор. По его мнению, "ребенок просто будет молчать или отвечать не на языке обращения".
    С Беляевым солидарен председатель Общества русской культуры Татарстана, доктор социологических наук Александр Салагаев. "Психологические исследования показывают, что далеко не все дети имеют языковые способности освоить сразу два языка, стать билингвами, и на практике это приводит к тому, что ребенок приходит домой из садика и говорит: "мой мама", - приводит он примеры. - Уже сейчас на телевидении можно услышать и увидеть множество ошибок в употреблении русских слов и использовании грамматических форм, например, половина дикторов говорит: "Двухтысячно тринадцатый год". По словам Салагаева, русская общественность в Татарстане предлагала поэтапно вводить обучение языкам: в первом классе - родной язык, например, русский, во втором классе - татарский, в третьем иностранный - английский. "Иначе в первом классе, не пройдя букварный период, когда устанавливается соответствие звуков и букв, дети в письме делают ошибки, которые остаются на всю жизнь", - говорит социолог.
    Руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раис Сулейманов предложил чиновникам Министерства образования и науки Татарстана пойти дальше: вводить обучение русских детей татарскому языку в яслях. "Чего уж ограничиваться детсадами, надо начать с 2-х лет, когда русский ребенок еще по-русски не может членораздельно говорить, а его сразу начнут учить татарскому", - иронично заметил эксперт. По его мнению, эксперимент не только будет провален, но и, возможно, даст отрицательный результат, как это произошло с введением 20 лет назад принудительного обучения татарскому языку русских детей в школах: "Разговаривая с русскими школьниками, особенно старшеклассниками, констатируешь, что в их сознании татарский язык воспринимается как один из ненужных предметов, как "принудиловка", при этом ясно, что за 10 лет обучения в школе мы получаем фактически нулевой результат", - констатировал Раис Сулейманов, добавив, что "на практике русская молодежь не заговорила по-татарски". Эксперт уверен, что в условиях, когда русский ребенок 3-6 лет еще не научился свободно говорить на родном языке, заставлять его учить татарский - значит добиться обратного ожидаемому результата: перед поступлением в первый класс ребенок будет говорить плохо и по-татарски, и по-русски. Выход из этой ситуации Сулейманов видит в том, чтобы "больше сил направить на обучение татарских детей татарскому языку, а родителям русских детей позволить самим решать, нужно ли их ребенку в обязательном порядке изучать татарский язык".
    Сопредседатель Казанского гражданского союза Борис Бегаев уверен, что русские дети должны начинать получать знания по татарскому языку, начиная лишь с 3-4 классов, но никак не с детского сада. При этом "нужен хороший курс разговорного татарского языка, а не языка делопроизводства и официального общения, как его преподают в школе". Правозащитник считает, что внедрение обязательного двуязычия в детсадах вовсе не является свидетельством "заботы о знаниях русских детей". "Идеологам Казанского Кремля всё равно ясно, что русские дети в Татарстане давно проиграли, места все распределены, собственность, земля, поля леса и реки уже поделены среди своих и среди не своих, но лояльных", - отмечает Бегаев.
    Ожидаема была реакция татарских националистов на обязательное внедрение двуязычия в детских садах.
    "Конечно, нужно, потому что в Татарстане два государственных языка: татарский и русский, и оба должны изучаться в обязательном порядке", - заявил ИА REGNUM председатель Союза татарской молодежи "Азатлык" Наиль Набиуллин. По словам лидера "азатлыковцев", "в условиях полного информационно-языкового превосходства русского языка, поддерживаемого Москвой, появляется надежда, что появится поколение русских в Татарстане, которые не будут "из принципа" не учить татарский язык". При этом Набиуллин предостерег: "Только не надо "вопить" и "ныть" про ущемление русских в Татарстане. У нас двуязычие, оно предполагает знание и преподавание обоих государственных языков!"
    Его поддерживает председатель набережночелнинского отделения Татарского общественного центра Рафис Кашапов, предлагая расширить сеть билингвальных дошкольных учебных заведений в масштабах всей страны, а не только в пределах Татарстана. "Мне много приходилось слышать жалоб от русскоязычного населения, якобы их права ущемляются в Татарстане, но 75% татар проживают за пределами Татарстана, они отдают своих детей в детские сады, где нет специалистов, знающих татарский язык", - заметил Кашапов, добавив, что "татарам нужно брать пример с евреев: "Если в Израиль приезжает еврейская семья из какой-либо страны, то все члены семьи учат иврит".
    Стоит отметить, что в ходе внедрения обязательного обучения русских детей в дошкольных учебных заведениях татарскому языку по итогам года состоится конкурс на звание лучшего билингвального детского сада. Лучшими будут названы 20 детсадов по республике, которые получат грант по 1 млн рублей. Многие наблюдатели полагают, что это приведет к форсированию данного процесса со стороны воспитателей детсадов, соревнующихся за получение материального поощрения. То, чем это обернется для русских детей, судя по всему, организаторов этого проекта мало волнует.

источник REGNUM

сепаратизм, федерация, Россия

Previous post Next post
Up