Живопись - от слова «живое».
Не успеем и оглянуться, как наступит май, самый тёплый месяц весны, когда уже можно долго находиться на свежем воздухе и на улице не грязно. И очень красиво! Из земли вырастает молодая травка, светящаяся изумрудно на солнышке, на деревьях из почек распускаются нежные свежие листочки - вся природа ликует от радости, включая птиц, муравьишек и червячков. Так что самое время организовать на прогулке кое-что очень интересное!
Дети часто что-то раскрашивают и рисуют, учатся это делать в том числе на специальных занятиях, но всё это обычно происходит в закрытом помещении, в комнате, и рисуют дети почти всегда не с натуры. Так не пора ли восполнить сей грустный пробел?!
Перед тем как мы приступим непосредственно к делу, позвольте не очень большое лирическое отступление. Дело в том, что вы не увидите ниже ничего особенно оригинального (в принятом у взрослых понимании), поэтому, возможно, кто-то спросит: «А где же разнообразие приёмов в данном детском творчестве (разнообразие, которым так увлечены сегодня многие родители и педагоги), где оригинальные задумки изобразить небо или деревья, где подробный фото-отчёт?.. Эка невидаль - просто выйти на улицу и пробовать рисовать с натуры (всё равно маленькие дети не будут рисовать именно с натуры, а станут это делать из своего представления, образа)!».
За годы наблюдения и общения с разными маленькими детьми я выявила особенность, что они любят всё простое и любят повторение. А разнообразие и оригинальность деятельности (во взрослом понимании этих слов) больше увлекают взрослых, нежели детей. :) Я не говорю, что нужно вообще отказаться от стремления к разнообразию и оригинальности для деятельности с детьми, но не нужно на этом и зацикливаться. И я не одинока в своих наблюдениях и выводах - известный педагог Мария Монтессори в своё время тоже сделала точно такое открытие, и положила его в основу своей педагогической системы. По-моему, неплохая компания, правда?
Конечно, детки любят, когда им показывают что-то новое, красивое и с изюминкой, но ещё больше они любят простоту, естественность и повторение. Все мы знаем, сколько раз они могут рисовать одну и ту же принцессу или любимую машинку. Дети привязываются к тому, что любят, будь то принцесса или игра в доктора Айболита. И это очень хорошо, что они ко всему относятся так искренно и сердечно и тяготеют к постоянству. Это нужно поддерживать, а не разрушать потоком всевозможных сменяющих друг друга затей и обилием оригинальных форм.
Детки любят, когда взрослый показывает им какую-нибудь новую интересную игру, но ещё больше они любят играть в то, что им особенно понравилось, миллион тысяч раз! Поэтому не стоит торопиться предлагать им другую новую игру - пусть сначала наиграются в уже полюбившееся. Однажды моим подопечным деткам так понравилась игра «Колечко, колечко, выйди на крылечко», что они месяца два чуть ли не каждый день просили дать им колечко и поиграть - я им в этом не отказывала, хотя в какой-то момент и подустала от «колечка». Потом они сами отошли от этой игры, и тогда появились новые игры, а через пару месяцев они вдруг вспомнили про «колечко» и попросили опять поиграть. А если бы я всё время предлагала им новые и новые игры (количеством которых так плодовиты сегодня тысячи пособий и других специализированных изданий, брошюр и журналов, сайтов…) - они бы и не помнили этих игр, и ничему не научились в них.
Вот одна изобретательная мама выложила в интернет список развивающих игр с водой, которыми она увлекает своего ребёнка. Количество игр - огромное, и погоня за оригинальностью на лицо. Очень хорошо, что мама стремится обогатить мир вокруг своего ребёнка, занять его чем-то интересным и познавательным. Но было бы лучше выбрать из этих двадцати игр пять самых лучших (по критерию простоты и естественности), тогда ребёнок по-настоящему полюбил бы их и проигрывал то количество раз, которое ему внутренне нужно, вместо бесконечного калейдоскопа из них, мелькающего у него перед глазами и приучающего мельтешить его самого (это как если бы в ресторане: не успел посетитель насладиться одним вкусным блюдом, как тарелку унесли и поставили на её место уже другую, приступил он ко второй, но опять только ткнул вилкой два раза, как и это блюдо забрали и заменили на третье… и так гость только рот открывает и по сторонам глазёнками хлопает).
Учитывая вышеизложенное, я предлагаю именно простой вид деятельности, в этом и состоит его достоинство. Мы с детками просто выходим на площадку нашего детского сада; рисуя, мы вдыхаем запахи весны, слышим весёлый визг наших соседей по садику, смотрим в разные стороны, обсуждаем, общаемся, роняем и поднимаем кисточки, пачкаем себе фартучки, а мне кофточку, делаем разводы на листах бумаги, чтобы было похоже на небо (а вы думаете, детям легко делать разводы?, вы думаете, для них это не оригинально?) - во всём этом и есть суть деятельности, а не в приёмах и затеях.
Настоящее разнообразие и оригинальность не в тех играх, которые мы, взрослые, нашли для детей в умных книжках и интернете, а в жизни, в богатейшем окружающем нас мире! Ребёнок вышел на улицу, и вот оно - разнообразие: тут тебе лужа - целый мир-космос, тут из земли что-то торчит, тут кто-то мимо пробежал, там кто-то что-то делает, птички с ветки на ветку порхают, галдят... Пришёл ребёнок домой, там тоже разнообразие: руки помыл (целый созерцательный процесс: как водичка льётся и стекает по мокрым пальчикам, как мыло пениться, как грязька смывается с ручек…), переоделся (тоже целый процесс!), попил компот, слушая, о чём разговаривают окружающие, побежал достраивать свой игрушечный домик, посмотрел в окно, там дождик идёт, или какие-то дети играют во дворе (это же всё о-о-очень интересно!), поспал-посмотрел сны… Сны… - что мы с вами можем предложить детям более волшебное и неповторимое, чем сны?! Или чем то, какое небо, каждый раз разное, с какой восхитительной игрой голубого, с его глубокими, до синего, или светлыми, прозрачными оттенками… какая травка зелёная - с миллионом одних только оттенков этого цвета, не говоря уж о разнообразии форм листочков и цветочков, а ещё букашечек на них… И ведь не наоборот! - что касается цвета небо-трава (нет, можно, конечно, в воображении попробовать и поэкспериментировать, поменять цвета)… Можем ли мы смастерить или купить ребёнку что-либо лучше живого муравья, божьей коровки или бабочки, которых он встретит на улице? И ведь известно, что нередко дети оставляют свои яркие красивые игрушки в песочнице, а предпочитают играть с найденными на земле палками и камушками. Вот всё это надо понимать и любить, как любят дети. Иначе мы отучаем их любить то, что самой жизнью и природой предназначено им в любовь, и приучаем любить что-то искусственное. Ну, это как приучать любить жвачку с арбузным вкусом (искусственным ароматизатором) взамен настоящего арбуза. Всё, лирическое отступление закончилось, надеюсь, было не скучно и понятно. Теперь к делу:
Как мы рисовали на улице в детском саду (3-6 лет)
В мае месяце мы выходили рисовать на улицу! Надевали свои фартучки, в которых обычно ходим на занятия по изо и лепке, собирали всё необходимое для рисования, дружно выносили всё это на улицу и располагались на столе, который имелся на нашей площадке. Вообще площадка наша была почти не оборудована - там были только веранда, на которой можно было спрятаться от дождя, некое подобие песочницы, пара скамеек и стол. И знаете что - необорудованная площадка для прогулок может быть большим плюсом! Вместо того чтобы стоять в очереди на качели или ещё какую-нибудь более-менее интересную каталку-крутилку, не говоря уже про бесконечные споры: кто первый покачается, кто второй, кто третий, кому больше (дольше) достанется, а кому меньше и т.д. - так вот за неимением качелей и всякого такого детки больше общались друг с другом, были ближе к природе (ходили что-то искали на земле, пытались залезать на дерево, строили домики из веточек, копались в земельке, играли в огород…). И вообще мы придумывали много своих самых разнообразных игр. Таким образом, наши прогулки проходили гораздо более содержательно и дружно, чем когда это происходит на стандартно оборудованной площадке. Так вот тот стол, который у нас был, нам тогда очень пригодился в нашем творческом мероприятии. Но главное, что нам было нужно, - это деревья, травка и небо. Вот это - главное, а без стола при желании можно и обойтись, пристроившись на скамейке или, в крайнем случае, вообще на земле, найдя ровное, сухое место. Да-да, главное не бояться, что на вас косо посмотрят. Хотя никто даже и не подумает косо посмотреть на такую оптимистически настроенную команду! Наоборот, все только будут умиляться и радоваться на Вас.
Вы бы видели загоревшиеся и счастливые глазки детей, когда я предложила им пойти рисовать на улицу! Они тут же принялись помогать собирать всё необходимое, увлечённо обсуждать, куда лучше положить краски, кто понесёт кисточки, кто стаканчики, в чём нести воду, чтобы не расплескать её по дороге... Вот где Развитие, правда? Когда дети сами думают, обсуждают между собой, проявляют инициативу, договариваются, а взрослый только немного направляет и как бы обеспечивает общий знаменатель.
Что нам понадобилось
Нужно было для каждого художника прикрепить чистый лист бумаги на какую-то твёрдую подкладку - чтобы не помять, не испачкать, не разорвать бумагу во время процесса. Мы использовали то, что нашлось под рукой, - коврики для лепки, прикрепив на них листы бумаги скотчем (сверху и снизу). Можно использовать специальные держатели для бумаги, которые продаются в канцелярских магазинах. Взяли кисточки по количеству художников, несколько стаканчиков для воды - чтобы мочить и мыть кисточки. Воду несли не в стаканчиках, а в лейке, и потом, уже на месте, разливали её по стаканчикам. Ну и краски, конечно. Всё!
Что можно рисовать/Что рисовали мы
Если детки маленькие, как было в нашем случае, задачу надо ставить самую несложную - чтобы а) процесс доставлял радость, а не стресс и б) чтобы получалось по возможности красиво, а не каляки-маляки. Это очень важно! Чтобы не так, что пришли помалевать абы как - лишь бы поразвлечься. И не так, что отправились покорять какие-то Эвересты (с обязательным сегодня конкурсом, с оценкой, на результат…), потеряв по дороге добрую половину альпинистов (когда кто-то из-за сложно поставленной для него задачи - обиделся, расстроился, закапризничал, вспылил или просто потерял интерес), нам такого не надо, не правда ли?!
Один раз мы рисовали Небо с облаками. Только сначала убедитесь, что в этот день есть облака на небе (ведь бывают дни совсем ясные, когда на небе ни облачка).
Для этого понадобится всего две краски - синяя и белая.
Сначала покрываем весь лист синей краской - учимся разбавлять краску водой - чтобы слой был не тёмный и глухой - а с живыми переливами, разводами, лёгкий и как бы прозрачный, наполненный воздухом (при этом он может быть как ярким, так и нежным). Потом надо подождать немножко, пока подсохнет (не совсем высохнет, а чуть подсохнет), за это время успеем и кисточки помыть. Небо готово и мы приступаем к облакам. Поднимаем головки, смотрим на небо, разглядываем облака, обсуждаем, можно пофантазировать, на что они похожи, берём белую краску и «живописим». Я всё время рядом и наблюдаю за работой каждого, приободряю всех, при необходимости даю совет и помогаю. Результат: у всех детей облака и небо получились очень красивыми и естественными, и все детки получили радость от процесса!
В другой раз мы рисовали Берёзку.
Её тоже рисовать легко и приятно (можно и другое дерево, конечно). Чтобы облегчить задачу лучше заранее сделать заготовки: нарисовать для каждого ребёнка границы ствола берёзки (они должны быть тонкими и относительно ровными, что маленьким детям нарисовать трудно, у большинства не получается, они будут только расстраиваться и могут захотеть бросить работу). Раздавая им такие заготовки, можно попросить их отгадать, что это такое может быть. Можно покрутить лист: повернуть его горизонтально, потом вертикально - идей будет много! С заготовками ребятам останется нанести на ствол своей берёзки чёрные пятнышки (если другое дерево - то закрасить ствол соответствующим цветом), нарисовать ветки и листочки. Можно ветки не рисовать - это по желанию самих художников (так им предварительно и объяснять, что можно рисовать ветки с листочками, а можно без веточек - просто зелёную крону, тогда берёзка получается очень нежная).
У нас на площадке росло несколько берёз, поэтому я предложила ребятам выбрать, какую из них каждый будет рисовать. Можно показать предварительно нарисованный образец и объяснить, как рисуются листочки кисточкой (просто кончиком кисточки ставишь пятнышки). Во время процесса надо напоминать детям внимательно разглядывать выбранное деревце, потому что они, не имея привычки рисовать с натуры, утыкаются носом в свой листочек, забывая созерцать и вглядываться. Понятное дело, что они всё равно нарисуют не то, на что будут смотреть, а что-то своё, но смысл в самом процессе наблюдения и творчества. Потом ребятки рисуют травку, кто-то от себя добавляет цветочки, кто-то разглядел на берёзке жёлтые серёжки и отобразил их. Рисунки получаются очень разные, каждая берёзка неповторима и прекрасна по-своему. Хотя стволы у всех были изначально одинаковые :).
Конечно, можно рисовать много всего другого, вы сами посмотрите вокруг и выберете - может быть, в том месте, где гуляете вы, есть чудесный лужок с одуванчиками или пруд, или можно рисовать просто землю с вылезшим из неё червячком или муравьём.
Пусть природа вдохновляет Вас и ваших деток!
Такая деятельность понравится, будет познавательной и полезной также детям постарше - возраста начальной школы (да и подросткам кстати тоже).
З.Инна.
Скоро:
Пасха для маленьких
Учимся и играем на свежем воздухе