Доклад об итогах обследования ССРА по нац. вопросу (1929 г.). Часть III. Мингрельская проблема.

Jan 09, 2013 19:16

Оригинал архивного документа «Доклад об итогах обследования ССР Абхазии по национальному вопросу» находится в Государственном архиве Российской Федерации (ф. 3316, оп. 64, д. 775). Доклад по итогам командировки в Абхазию был составлен весной 1929 года в г. Баку азербайджанским партийным (?) работником Сеидом Кадыровым на имя некоего тов. Ибрагимова. Обследование Абхазии по национальному вопросу было произведено С. Кадыровым по поручению закавказского отдела Центральной контрольной комиссии (ЦКК) ВКП(б), которую в тот период возглавлял С. Орджоникидзе. Доклад проходил под грифом «совершенно секретно». Документ состоит из 12 разделов и приложения.
Здесь я буду публиковать (в нескольких постах) наиболее интересные, на мой взгляд, выдержки. Более подробно можно скачать здесь.

Часть I здесь.

Часть II здесь.

Продолжение. Мингрельская проблема.

Когда я проводил обследование Абхазии, в частности Гальского уезда, населенного мингрельцами, я столкнулся с их желанием отделиться от Абх. Республики и присоединиться к Зугдидскому уезду, населенному тоже мингрельцами, но входящему в собственно Грузию. Несмотря на то, что мингрельцы в области культ.-просвет. работы обеспечены лучше, нежели сами абхазцы, несмотря на то, что расходы на душу населения по соц. и культ. нуждам в Гальском уезде превышают расходы на душу населения абх. крестьянства, все таки, благодаря с одной стороны, наличию отдельных искривлений и извращений, имеющих место в практике работы абх. организаций, вроде отказа в приеме заявлений, отчетов отдельных организаций и т.д. на мингрельском языке, с другой - благодаря агитации со стороны отдельных соц-чуждых элементов, эти настроения весьма сильны. На последнем Съезде Советов в Грузии, студенты из Гальского уезда обратились с декларацией, где требовали отделения от Абхазии Гальского уезда, как исторически и этнографически связанного с населением Зугдидского уезда, имеющего одинаковые обычаи и быт.

В связи с этим, по возвращению из Абхазии, я остановился на несколько дней в Зугдидском уезде, на совещании руководящих работников уезда, где обменивались мнениями не только о Гальском уезде, но и вообще, вопросами культурной и хоз. жизни Зугд. уезда. Население Зугд. уезда составляет 130000 человек, исключительно мингрельцев, причем они имеют свой язык, свои обычаи, свои нравы, в значительной степени отличающиеся от грузинских и абхазских. Ещё в 25 году, со стороны мингрельцев начались требования, чтобы в школах преподавание велось на мингрельском языке, чтобы на мингрельском языке велось делопроизводство и судоговорение во всех организациях и т.д. Тогда же, группа работников-мингрельцев требовала автономию для Мингрелии. Была выделена комиссия, с участием представителей ЦК КП(б) Грузии и после длительного изучения этого вопроса 25-го августа, на Президиуме ЦК КП(б) Грузии, совместно с Президиумом Заккрайкома, было вынесено постановление (протокол №67) отклоняющее требование об автономии Мингрелии и предлагающее ликвидировать неграмотность среди взрослого населения на мингрельском языке, судоговорение и делопроизводство перевести на мингрельский язык и как вспомогательный предмет в первых группах школ 1-ой ступени ввести мингрельский язык. Мингрельский вопрос на Президиуме ЦК КП(б) Грузии стоял еще раз в том же году, в сентябре месяце, был вынесен ряд дополнительных мероприятий (протокол №68), для удовлетворения нужд и запросов мингрельского населения Зугдидского уезда. Надо отметить, что это постановление ЦК КП(б) Грузии распространялось только на Зугдидский уезд, между тем, как население Сенакского уезда, в кол-ве 130000 чел тоже состоит исключительно из мингрельцев, население Гальского уезда, находящегося в ССР Абхазии, тоже на 100% состоит из мингрельцев.
На мингрельскую проблему натолкнулся и инструктор ЦК ВКП(б) тов. Пшеницын, обследовавший Грузию, который на Пленуме ЦК КП(б) Грузии от 25-29 сентября 28 г. выдвинул этот вопрос с предложением провести ряд решительных мероприятий об удовлетворении культ. нужд и запросов мингрельского населения и об усилении внимания к Мингрельским уездам.

Очевидно, что те решения, которые были вынесены еще в августе Президиумом ЦК Грузии - не разрешили вопроса.

Несколько вопросов хоз.-культ. порядка: Зугд. уезд уже второй год имеет бездефицитный бюджет, но не получает ни одной копейки от государства. В течение 4-х лет Зугд. уезд ни одной копейки кредита не получил для постройки самих культурных очагов. Имеющаяся больница удовлетворяет только 3% потребностей населения уезда, не говоря о том, что больница находится в бывшем, совершенно неприспособленном для лечебного учреждения, помещении арестного дома. До последнего времени в Зугд. уезде, даже в самом городе, не было даже маленькой электрической станции для освещения города и отдельных культ. учреждений.

В уезде имеется педагогический сельско-хозяйственный техникум, без интерната, между тем, как в др. уездах Грузии такие же техникумы обеспечены интернатами, в которых могут быть дети бедняков и маломощных крестьян. Это только подтверждает правильность постановки тов. Пшенициным вопроса об усилении внимания к этим уездам. Отсутствие достаточного внимания не могло не вызвать, особенно, за последнее время, среди мингрельского крестьянства и среди руководящих работников этих уездов самой открытой борьбы против руководства Грузии, не могло не вызвать борьбы с политикой Грузии, проводимой в уездах с мингрельским населением, а в частности, в Зугдидском уезде. Тов. Кахиани на Пленуме ЦК КП(б) Грузии, в прениях по докладу т. Пшеницына, перечисляя отдельные факты безразличного и невнимательного отношения со стороны отдельных работников к мингрельской проблеме дал более или менее правильную установку дальнейшей работы партии и сов. власти среди мингрельского населения.

Смысл речи тов. Кахиани сводится к тому, что, мол, мингрельцам надо дать некоторую культурную самостоятельность, надо приобщить мингрельское население к общей нашей пролетарской культуре. Однако, 26-го марта 29 г., потом 5-го апреля 29 г. (протоколы №№ 61 и 67), на заседаниях Президиума и Секретариата ЦК КП(б) Грузии вновь становится мингрельский вопрос, где опять-таки, выносятся постановления, аналогичные с теми, которые были вынесены в 25 году на объединенном заседании ЦК КП(б) Грузии и ЗКК по мингрельскому вопросу, но с добавлением, что надо выпустить отдельные брошюрки и листовки на мингрельском языке по отдельным с/х вопросам.

Повторяю, благодаря этому невнимательному отношению к нуждам и запросам уездов с мингр. населением, выявляется масса болезненных явлений, особенно, за последнее время. Например, когда мною, в Зугд. уезде, в воскресный день, было созвано крестьянское собрание, на которое явилось около 300 чел., представителей почти всех селений Зугдидского уезда и где был поставлен ряд практических вопросов, - о распределении кредита в сов. аппарате, о состоянии с/х, о школьном строительстве, о больничном деле и т.д. и т.п., вокруг которых я просил крестьян высказаться, - все эти вопросы были забыты, оставлены в стороне и, гл. образом, говорили о недостаточно чутком внимании Грузии к Зугдиду, о недостаточной работе по поднятию культ. уровня мингрельского населения, благодаря неправильной политике вышестоящих организаций. Один крестьянин сказал, примерно, следующее: «мингрельцы не имеют своей республики. Грузия и Абхазия, после советизации получили автономию, благодаря чему они делают все только для себя. А вот, мы, мингрельцы, непонимающие грузинского и русского языка, не имеющие своей автономии, не можем поднимать своего культ. уровня. Грузия ведет политику затирания лица мингрельского населения, путем дробления его по отдельным территориям, по отдельным республикам и по отдельным уездам». Другой крестьянин, выступая, говорит: «Разве когда-либо партия и сов. власть говорили о том, что отдельные народности не могут изучать своего родного языка, иметь свою культуру. Мы не хотим быть высококультурными на грузинском языке, мы пока что, хотим быть культурными на своем родном языке».

По последнему постановлению Съезда Советов Грузии, Зугдидский, Гальский и Сенакский уезды должны объединиться в округ, с центром в Поти. Крестьяне, присутствовавшие на этом собрании, как один, категорически заявляют о своем несогласии на ликвидацию Зугдидского уезда и присоединения его к др. уездам, с центром в Поти, ибо они считают, что Поти не может быть центром для Зугдидского и Сенакского уездов, т.к. экономического тяготения к Поти, крестьянство этих уездов не имеет. Один крестьянин, в своем выступлении, с горячностью и возмущением выразил такую мысль, поддержанную со стороны всех крестьян, пришедших на собрание, что, мол, лучше пускай ливень затопит все наши деревни, пускай погибнут все наши семьи, чем мы согласимся иметь центром Поти. Повторяю, это выступление вызвало целый взрыв одобрительных возгласов, я бы сказал, не совсем лестных для Грузии. Другой крестьянин, в своей речи, приблизительно, сказал следующее «мы не сумели бороться с меньшевиками, а когда меньшевики бомбордировали наш уезд с германских аэропланов, мы не боялись лишиться своих семей и родного крова, а если сейчас попробуют нас насильно присоединить к Поти, мы зарежем всю местную власть, которая продала интересы мингрельского крестьянства Грузинской республики. Мы готовы с топорами, вилами и лопатами выйти, как один, на улицы и отстаивать свои права так, как мы защищали их от меньшевиков; мы дойдем до Сталина и будем требовать права спокойной жизни и мирного развития нашего хоз-ва».

В Зугдидском уезде имеется музей, организованный и собранный силами самого мингрельского крестьянства. В этом музее, как на раскрытой ладони, видна история мингрельского народа, их культура, их быт и т.д. СНК Грузии, через НКПрос предписал Зугдидскому уезду немедленно все [97] экспонаты музея переслать в Тифлисский музей. Мне кажется, что это не вяжется с нашей политикой, - иметь во всех уездах культурные учреждения. Касаясь вопроса о музее, один крестьянин, высказал, примерно, такую мысль: мы до того не доверяем местной власти, что мы принуждены будем организовать охрану этого музея; мы и по ночам будем сторожить музей, чтобы его не растаскали в Тифлис.

Разве это не говорит о том, что со стороны грузинских организаций имеется неправильная линия, которая приводит в такое озлобленное настроение мингрельское крестьянство.

Чтобы исчерпать этот вопрос, я остановлюсь еще на следующем: во время полемики с Жордания, - лидером груз. меньшевиков, тов. Сталин требовал особенного внимания к мингрельскому народу. Нынешние руководители Зугд. уезда хорошо помнят эти слова и говорят, что мы требуем только внимания в такой степени, в какой Грузия уделяет другим своим уездам. Мингрельское крестьянство, а вместе с ним и руководящие работники-мингрельцы требуют объединения Зугдидского уезда, Сенакского уезда и Сванетии в один округ, с центром в Зугдиде.

Заканчивая вопрос о мингрельской проблеме, я хотел бы сказать, что наряду с явно недоброжелательным отношением мингрельского крестьянства и недовольством по отношению к Грузии и ее руководству, наряду с недостаточным вниманием, которое уделялось со стороны вышестоящих груз. организаций к мингрельцам и отсутствием ясной и четкой линии руководящих организаций Грузии в этом вопросе, которое имеется и сейчас, - наряду с этим, некоторая вина имеется и за местными работниками Зугдидского уезда, в том смысле, что они, до сего времени медлили и не ставили более резко перед вышестоящими организациями Грузии вопрос о создавшемся неблагоприятном положении в уезде и о настроении крестьян.

Политика же Грузии в мингрельском вопросе не соответствует духу решений XII-го Партсъезда по нац. вопросу, где говорится об усилении культ.-просвет работы среди отдельных отсталых народностей Советского Союза, потому что решения XII-го Партсъезда говорят о том, что через развитие культуры этих народностей, нужно приобщить их к общей пролетарской культуре, между тем, как в данном случае, имеется явное препятствие развитию культуры мингрельцев, которые имеют свой язык.

По имеющимся у меня сведениям, среди населения Зугдидского уезда, подписчиков газет на грузинском языке, можно счесть по пальцам, ибо крестьяне не знают и не понимают грузинского языка.

история, Абхазия, Мингрелия

Previous post Next post
Up