Спасибо огромное всем, кто был рад моему возвращению в жж и поддержал меня :)
Хотела понемногу начать оформлять и выкладывать посты про наши творческие занятия. Но вместо полезных и практичных мастер-классов с картинками пока вылез вот такой вот пост-рассуждение на тему творчества с детьми. Это не истина в последней инстанции, а всего лишь мое мнение по очень важной для меня теме.
В прошлом году я эпизодически вела творческие занятия для детей и как-то одна из мам поделилась, что обо мне между собой говорят мамы моих учеников: "Наташа очень не любит, когда у всех все одинаково". Вот ведь 100% попадание :)
Действительно, в этой фразе весь мой подход. Не знаю почему, но у меня аллергия на занятия, где дети делают что-то одинаковое как под копирку. А потом еще встают в кадр и каждый держит в руках одинаковую картинку, где нарисованный шаблонный ежик несет на спине красное пластилиновое яблочко.
Да, такие занятия могут многому научить: например, слушаться педагога, делать все аккуратно, держать в правильной руке кисточку, следовать предписанному порядку и многому другому. Но, мне кажется, это все не про творчество. Хотя бы потому, что креативность педагога, который ведет такое занятие, вызывает у меня огромные сомнения.
Первое правило, которое я приняла для себя и которое всегда учитываю при подготовке занятий - у детей должна быть возможность самовыразиться. Т.е. занятие исходно должно подразумевать разные варианты или вообще предлагать только технику, а как ее применить пусть каждый придумывает сам. В зависимости от темы занятия, этой свободы может быть больше или меньше, но для меня она обязательна.
Готовить и проводить такие занятия, конечно, сложнее. Они не всегда бывают успешными. Но и награда велика. Вот вы знаете, в жизни есть такие вещи, про которые чувствуешь, что это настоящее. Есть много чего, что мы считаем хорошим, потому что все вокруг так считают. Но если начать разрывать шелуху, понимаешь, что почти ничего абсолютного нет. Например, вежливость - это хорошо, но это чисто социальная штука, нет социума - не нужна никому и вежливость. Или, например, отзывчивость. Тоже хорошее качество, все его любят, а ведь очень часто оно оказывается просто неумением расставлять свои границы и тем, что человек взваливает на себя больше, чем может унести. А все потому, что ему с детства говорили, что отзывчивость - это очень хорошо и он уже потерял свою собственную границу, до которой это действительно хорошо.
И вот когда это понимаешь, остается очень-очень мало абсолютного - того, на что можно опереться, зацепиться. И для меня таким абсолютным оказался процесс творчества. Когда я вижу как дети или взрослые входят в творческое состояние, придумывают, активно обсуждают, режут, клеят, красят, в этот момент у меня появляется уверенность, что это что-то настоящее. И я вижу, какими заряженнными они уходят. А потом встречают меня где-нибудь перед занятием и с любопытством и нетерпением спрашивают: "а что мы сегодня будем делать?"
Второй мой принцип - это применение любых материалов во время занятия. У нас в мастерской большие стеллажи со всякой всячиной - и бумага, и краски, и пластилин, и крупы в баночках, и многое другое. Так вот если у кого-то появляется идея, для ее реализации можно использовать все, что стоит на полках. Т.е. я предлагаю канву, предварительную границу занятия, завязку, а если кто-то чувствует желание выйти за эту границу - я всегда поддержу. Это, конечно, влияет на дисциплину, но мне очень хочется привить детям ощущение того, что в творчестве границ нет, и привычку смотреть на вещи шире: в крупе видеть не только еду, но и интересную фактуру, в картонных коробках - не просто упаковку, а материал с бесконечными возможностями. Тогда, я надеюсь, и в будущем они не будут зацикливаться на одном-единственном решении любой проблемы, а окружающий мир воспринимать, как океан возможностей.
Самый частый, и самый болезненный (для меня) контр-аргумент против такого подхода, который я встречаю у родителей - а нужно ли вот это настоящее творчество? Будет ли ребенок счастлив от того, что вырастет и станет художником? (Я еще не встречала родителей, которые бы хотели, чтобы их ребенок стал художником, это вообще очень пугающая родителей профессия) Пусть лучше учит английский и занимается математикой - это точно пригодится. И я не знаю, что на это ответить. Я не знаю, добавит ли творчество человеку счастья в жизни или принесет с собой традиционные для творческих людей душевные бури, я правда не знаю. Но свою жизнь я не вижу без творчества. И я ищу его во всем. И даже в моей офисной работе моя достойная зарплата - она не только за опыт и знания, она за творческий подход, за то, что я там создаю то, что не могут создавать те, кто еще не открыл в себе творческую жилу. Поэтому я с вниманием отношусь ко всем родительским сомнениям, даже могу попереживать, услышав что-то на эту тему, но все равно иду вперед в деле раскрытия творческих способностей в детях. И верю, что это им пригодится.