Не имея никакого отношения к фейсбучным дискуссиям, не знаю трендов. Кирилл Мартынов в «Новой газете» (
«Миссия Бирюлева», № 83 от 01.08.16) сообщает о такой интересной ситуации:В российских социальных сетях прошла невиданная по накалу дискуссия. С одной стороны в ней участвовали лучшие люди столицы, по воле мудрого провидения прописанные в районе Патриарших прудов. Например, публицист и архитектор Елена Котова, бизнесмен Александр Гафин, журналист Анна Монгайт и беспартийные сочувствующие. На страницах журнала «Афиша» они высказали свое недовольство тем обстоятельством, что к ним на Патриаршие пруды приезжают разного рода провинциалы из Бирюлева, стоящие явно на более низкой ступени развития. Элита нашего общества требовала прекратить все это безобразие.
В адрес лучших людей скандально огрызался разного рода плебс из того самого Бюрюлева или Выхина, по ошибке проникший в фейсбук, а также другие малоприятные личности. Лучшие люди зычно заявляли свой суверенитет. Словно Дональд Трамп в отношениях с мексиканцами, они предлагали оградить Патриаршие стеной, чтобы мигранты с неправильной пропиской оставались там, снаружи, и завидовали из-за стены внутренней жизни и хорошему пищеварению автохтонов. Особенно ужасала Котову и компанию перспектива встретиться с воображаемым жителем Бирюлева, который проник в их район с целью нагадить в подъезде. Таких участники дискуссии даже сравнили с саранчой.
И заключает:…В общем, о барах и режиме их работы можно дискутировать. Но вот по вопросу хамского отношения к согражданам поддержать «лучших людей» никак не получится. Задача каждого свободного человека в современной России сегодня - нагадить в подъезде на Патриарших. Конечно, метафорически.
Это мне напомнило ситуацию 1980-х, когда пресса активно писала про люберов - то есть про качков из города Люберцы. Тамошнее хулиганье приезжало в Москву бить стиляг и мажоров. Слово «качалка» только тогда и стало известно читающей публике и звучало так же похабно, как «воровской притон» или «бандитская малина». Немного времени спустя, в начале 1990-х, о люберах писать перестали, потому что вся страна стала ареной действия люберов, и на кладбищах до сих пор стоят шеренги черных памятников. А слово качалка перестало звучать похабно, потому что в 1994 в центре Москвы появился первый распальцованный фитнес-клуб WC (аббревиатурка-то какая!), который до сих пор держит пальцы веером по устаревшей, впрочем, традиции, и в тренажерные залы по все стране массово потянулся народ, измученный гиподинамией…
Теперь оказалось, что нынешние любера - это не те, кто приезжает бить жителей Патриарших, а те, кто приезжает посидеть в их барах. Налицо заметен цивилизационный прогресс - ну, с той стороны, где любера. С противоположной стороны виден регресс, потому что в конце 1980-х лучшие люди бедствовали и жили в хрущовках на окраинах Москвы, да и в тех же Люберцах тоже, что способствовало поддержанию остатков духовности. Теперь уже и до Люберец дотянули метро, хотя с духовностью становится всё хуже. А жители Патриарших со временем могут попасть в эпицентр событий, где нынешние люберецкие и бирюлевские будут бегать не только с трубами и кастетами.
Одно приятно: что сейчас никто не притягивает к дискуссии качалки и тренажерные залы. Жители Патриарших по своему статусу тусуются в распальцованных фитнес-центрах, которые по внутренней сути и генезису являются теми же качалками. Хотя, конечно, есть качалки - и качалки. Лично я за качалки как таковые, где и только где живет дух кача.