Сагаалган - это бурятский Новый год. Дословно - белый месяц. Раньше он праздновался в сентябре, как праздник белых продуктов, то есть молока и его производных. Внук Чингисхана, Хубилай приурочил это празднование к китайской системе измерения времени - 60-летними циклами. Официальная буддисткая версия этого летоисчисления исходит из Тибета, она начинает отсчёт с 1027 г. по нашему летоисчислению. Этой системы придерживается духовенство Тибета, Монголии и Бурятии. Сейчас по этой системе наступил 30-й год, 17-го рабджуна.
Таиланд, Лаос, Шри-Ланка, Камбоджа ведут летоисчисление от уходы Будды в нирвану, т.е. сейчас у них начался 2559 год.
Буряты в первый день Сагаалгана должны встать рано, к 5 часам. Чтобы весь год была удача и счастье. Если рано не встал, то бурханы подумают, что ты тяжело болен или помер уже. А если помер - зачем тебе счастье. В первый день посещают самых уважаемых людей и родственников. Обычно это родственники по материнской линии. Когда приходят в дом, первым делом идут в бурханную комнату, поклониться бурханам. В этот день едят сметану с черемуховой мукой (урмэ), это не совсем сметана, но кому интересно, может посмотреть рецепт в интернете. Отваривают говяжью грудинку - считается самым вкусной частью говядины. Ставят ее бурханам и подносят самым уважаемым гостям. Варят суп на густом мясном бульоне с цельным зерном - вкусный кстати. Ну и буузы конечно, куда же без них?
Центральным ритуалом до сих пор остаётся соджонг, сопровождаемый церемонией сожжения «сора» - чёрной пирамидки, символизирующей накопленное зло, подносимое в жертву духам местности. Складывается высокий костер из жердей, которые ставятся "вигвамом". Делают простое тесто, обтирают себя кусочком. После этого кусочек теста сжигают в этом костре. Современные буряты делают совсем просто - используют для этого салфетку. Вместе с этим тестом сгорают все ваши прегрешения за год. Ходить во время сагаалгана по гостям - сагалить. Отсюда и выражение "насагалился". - понятно до чего, да? Пожилой знакомый рассказывал, как во времена его детства в их улусе жил дедушка, который, когда шел сагалить, брал с собой саночки, как насагалится до упаду, детвора взваливала его на саночки и везла его домой.
Продолжение.