Мы мебель?
В очередной раз собрали нас на совещание в стенах сада. И в очередной раз нам говорили о том, что надо работать в соответствии с новыми ФГОС.
Что же это за зверь такой, ФГОСы?
Полный текст документа здесь:
http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html А я хочу рассказать о том, как выглядеть это должно на практике.
«Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию».
Сразу отмечаем, что требования - обязательные.
Стандарт опирается на Конституции РФ, законы РФ и учитывает Конвенцию ООН о правах ребенка.
Переходим к основным принципам:
Детство - самоценно, уникально само по себе без всяких условий и это надо поддерживать в его нетронутости, никак не влияя на сам процесс формирования ребенка в этом детстве.
Поддерживать надо ребенка, как уникальный субъект, личность, относиться к процессу развития гуманно и с уважением. При этом «реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка»
А теперь перевожу это на простой и понятный язык: ребенок - личность, как данность. Он уже субъект, который знает, как и где ему развиваться и только «ненарушенное внешними воздействиями» проживание детства даст ребенку возможность быть уникальным.
Но с чего это вы подумали, что уникальность - это умение читать, писать, играть на музыкальном инструменте, или писать стихи, как юный Пушкин?
Умение не считаться ни с чьим мнением - уникальность.
Умение связано и четко, не путая звуки, отсылать куда подальше родителей с их просьбой самому одеться - тоже уникальность.
И характер взаимоотношений в этот момент у педагога, родителей и ребенка должен быть «гуманистический». И все должны уважать выбор субъекта и его личностно-ориентированный путь развития.
Хотите воздействовать? Попробуйте, но, вот незадача!
По ФГОС реализация Программы ведется «в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка».
Т.е. никакого активного воздействия на «уникума» не предусматривается. Ребенок играет, познает и исследует мир и если его «природная творческая активность» вдруг проявится в направлении познания и исследования «красок, карандашей, музыки и книги», то произойдет его художественно-эстетическое развитие.
И не забывайте, на защите прав ребенка на самоценное проживание детства стоит Конвенция о защите прав детей!
Можно очень долго трактовать и расшифровывать каждый «уникальный» пункт документа, но боюсь утомить читателей. Еще только один, значимый кусочек этого «шедевра» хочется отметить:
«2.4. Программа направлена на:
создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей».
В этих ФГОС я все пытаюсь найти место воспитателя и нахожу. Там, около стеночки стоит этажерка, еще один предмет мебели, создающий условия и среду для развития дошкольника. Эта этажерка - я, воспитатель.
Иногда эта «этажерка» начинает рисовать, иногда петь, иногда читает вслух книгу - среда функционирует в надежде развить ребенка. А ребенок имеет право среагировать на «поющую мебель» и подпеть, а может и дальше задумчиво ковырять в носу, реализуя свое личное и индивидуальное право быть «главным по содержимому носа». Ведь это - уникальное звание.