Заметки из детского сада.

Jan 28, 2015 03:15



Мы мебель?



В очередной раз собрали нас на совещание в стенах сада. И в очередной раз нам говорили о том, что надо работать в соответствии с новыми ФГОС.

Что же это за зверь такой, ФГОСы?


Полный текст документа здесь:

http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

А я хочу рассказать о том, как выглядеть это должно на практике.

«Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию».

Сразу отмечаем, что требования - обязательные.

Стандарт опирается на Конституции РФ, законы РФ и учитывает Конвенцию ООН о правах ребенка.

Переходим к основным принципам:

Детство - самоценно, уникально само по себе без всяких условий и это надо поддерживать в его нетронутости, никак не влияя на сам процесс формирования ребенка в этом детстве.

Поддерживать надо ребенка, как уникальный субъект, личность, относиться к процессу развития гуманно и с уважением. При этом «реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка»

А теперь перевожу это на простой и понятный язык: ребенок - личность, как данность. Он уже субъект, который знает, как и где ему развиваться и только «ненарушенное внешними воздействиями» проживание детства даст ребенку возможность быть уникальным.

Но с чего это вы подумали, что уникальность - это умение читать, писать, играть на музыкальном инструменте, или писать стихи, как юный Пушкин?

Умение не считаться ни с чьим мнением - уникальность.

Умение связано и четко, не путая звуки, отсылать куда подальше родителей с их просьбой самому одеться - тоже уникальность.

И характер взаимоотношений в этот момент у педагога, родителей и ребенка должен быть «гуманистический». И все должны уважать выбор субъекта и его личностно-ориентированный путь развития.

Хотите воздействовать? Попробуйте, но, вот незадача!

По ФГОС реализация Программы ведется «в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка».

Т.е. никакого активного воздействия на «уникума» не предусматривается. Ребенок играет, познает и исследует мир и если его «природная творческая активность» вдруг проявится в направлении познания и исследования «красок, карандашей, музыки и книги», то произойдет его художественно-эстетическое развитие.

И не забывайте, на защите прав ребенка на самоценное проживание детства стоит Конвенция о защите прав детей!

Можно очень долго трактовать и расшифровывать каждый «уникальный» пункт документа, но боюсь утомить читателей. Еще только один, значимый кусочек этого «шедевра» хочется отметить:

«2.4. Программа направлена на:

создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей».

В этих ФГОС я все пытаюсь найти место воспитателя и нахожу. Там, около стеночки стоит этажерка, еще один предмет мебели, создающий условия и среду для развития дошкольника. Эта этажерка - я, воспитатель.

Иногда эта «этажерка» начинает рисовать, иногда петь, иногда читает вслух книгу - среда функционирует в надежде развить ребенка. А ребенок имеет право среагировать на «поющую мебель» и подпеть, а может и дальше задумчиво ковырять в носу, реализуя свое личное и индивидуальное право быть «главным по содержимому носа». Ведь это - уникальное звание.

ФГОС, дошкольник, дошкольное образование, воспитатель, детский сад, ребенок, модернизация образования, педагогика, воспитание, образование

Previous post Next post
Up