Маленький воришка

Feb 24, 2011 05:52

Ваш малыш уже не первый раз попадается на воровстве.

Вы снова громким голосом читаете нотации, уничижающее смотря на ребенка, а муж  глубокомысленно теребит пряжку ремня. Какой позор для семьи! Разве так вы себе представляли  поведение ребенка?

Может и не так, но не стоит разводить панику раньше времени. К вашему сведению, практически все дети проходят через эту стадию в своем развитии. Помните, как ваш малыш пытался тащить в рот все, что попадалось ему под руку? А как целенаправленно выискивал все розетки? Как разбирал и раскурочил игрушку только для того, чтобы посмотреть, что внутри? А бесчисленное количество опустошенных в раковину (или на шкуру соседского кота) тюбиков зубной пасты? - Все это одно и то же - исследование области допустимого.


Маленький ребенок не знает, что можно, а что нельзя, - все это он познает на своем опыте путем проб и ошибок. До определенного возраста - примерно до 3-4 лет - у малышей отсутствует различие «свое-чужое» по отношению к тем вещам, которые ему нравятся. Он привык жить в родительском доме, где все игрушки принадлежат ему, поэтому, по вполне понятной причине, первые конфликтные ситуации с чужим имуществом выливаются в  такую неприглядную для взрослого человека форму. Таким способом ребенок изучает границы своего пространства и делает первые шаги в знакомстве с понятием «свое-чужое».

Так что если вы вдруг  увидели у своего 2-4-летнего чада незнакомую игрушку - не ругайте его, а постарайтесь объяснить все спокойно  и доброжелательно. Поставьте его на место ребенка, чью игрушку он взял: «тебе бы понравилось, если бы твою машинку/куклу взяли и не отдали? А каково тому малышу?» Объясняйте ребенку грани дозволенного в каждой ситуации: в магазине, в детском садике, в гостях у знакомых и даже в своем доме. Ребенок должен знать, что вот это - его вещь, вон то можно взять только получив разрешение, а то- то и то-то брать нельзя ни под каким предлогом. Обычно, если объяснение повторяется несколько раз и в доброжелательном тоне, ребенок усваивает инструкцию достаточно быстро и старается ее больше не нарушать. Но если что-то в воспитании было изначально «не так» - повторение неприглядной ситуации раз за разом может значительно потрепать родительские нервы и нарушить развитие психики самого ребенка. Что это за ситуации?
  1. Наклеивание ярлыков. «Ты - вор!» И это слова по отношению к 4-летнему малышу, который после двухмесячного вздыхания по классному роботу, купленному соседскому мальчику, наконец, не выдержал и, взяв поиграть игрушку, так и не смог с ней расстаться. Если не хотите, чтобы ситуации повторялась, никогда не называйте ребенка плохим - указывайте на его проступок, а не на его личность. Дети вообще, а маленькие дети в особенности, очень восприимчивы к критике окружающие  и родных людей. Если вы однажды в сердцах навали его вором, подобная информация рискует отложиться в сознании ребенка и, считая себя таковым, ребенок уже не столько из необходимости, сколько из безысходности будет воровать вновь и вновь, чтобы «оправдать» свою плохую репутацию.
  2. Излишнее ограничение. Ребенку очень сильно хочется иметь во-о-он ту игрушку, а родители, словно намеренно, игнорируют детскую потребность. Ситуация, конечно, сложная - потакать всем желаниям ребенка опасно. Но и перегибать палку в строгости и ограничениях тоже нельзя. Раз за разом не получая желаемое, малыш просто не выдержит такого «давления судьбы» и соблазнится однажды ненароком оставленной без присмотра игрушкой.
  3. Излишнее потакательство. Середина потому и названа золотой, так как позволяет уравновесить желаемое и действительное. Точно так же, как не стоит перегибать палку с ограничениям, так не стоит позволять ребенку слишком многое. Если с самого раннего детства ребенок не поймет, что у него наравне с правами есть и обязанности, то в итоге может получиться маленький монстр, который признает только свои желания и никак не поддается обычному человеческому внушению.

 Но все вышесказанное в большей степени относится к ребенку до 10-ти лет. Если же воровство проявило себя в подростковом периоде, то в этом могут быть виновны и внешние факторы.

Во-первых, это может быть неприятность в школе, во дворе. У подростка свой мир, порой достаточно жестокий, где случиться все, что угодно - его могут шантажировать друзья, он мог что-то проспорить, попасть под влияние «плохой компании» и т.п.

Во-вторых, влюбленность. Этот вариант актуален в основном для мальчиков., - и оно понятно, чтобы пригласить девочку в кино, в кафе или просто сделать подарок, - нужны деньги, а перед родителями в открытую не всегда есть желание  «светиться».

Ну а в-третьих, проверьте, насколько все хорошо в вашей семье. Может вы собрались разводиться, может уже слишком давно не разговариваете друг с другом, часто ругаетесь, не уделяя растущему ребенку должного внимания? Чувствительная душа подростка может не выдержать такой атмосферы и, чтобы хоть как-то привлечь к себе внимание, он будет выплескивать свой внутренний рухнувший мир в виде асоциальных поступков, среди которых можно будет встретить все, что угодно - от сигарет и алкоголя до наркотиков и воровства.

Здесь, опять же, в первую очередь, необходимо ваше понимание. Кричать - бесполезно. Крик - это признак бессилия. Позволяя себе крик, вы лишаете ребенка уверенности в том, его смогут защитить. Это подрывает доверие и приводит к тому, что чадо будет все больше вас сторониться и утаивать свою жизнь от ваших расспросов. Не заставляйте его извиняться публично. У маленького ребенка это вызовет сильнейший стресс и может оставить травму на всю жизнь, а для подростка то еще и повод возненавидеть вас. Вы же не хотите усугубить ситуацию?

Постарайтесь спокойно поговорить, выяснить основные вопросы, которые волнуют ребенка, узнать,  почему он так поступил, и что он думает обо всей сложившейся ситуации. Поверьте, спокойный тон и живое участие способно сделать намного больше, чем кожаный ремень, громогласный голос и презрительное отношение.

Все мы, когда росли и взрослели, сталкивались с ситуациями, в которых не знали, как поступить. Насколько было бы легче, если б кто-то в тот сложный момент оказался рядом и поддержал советом, участием, реальной помощью.

Алёна Ширёва

мысли вслух, психология

Previous post Next post
Up