Учителя у меня последний раз были в школе(с) Борис Гребенщиков.
С одной девушкой не так давно общался, упомянул, что занимаюсь БИ. Девушка немедленно выдала что-то вроде:
-Пиздец, ты фанатик!!! -Успокоил девушку, что занимаюсь (тай-)боксом и крышу держу в порядке. Оказывается, у девушки был роман с каратистом и она вышла из этих отношений с твёрдым убеждением, что практики традиционных БИ - религиозные ебонаты. И в общем да, есть в этих словах доля истины.
Правильный учитель.
Я начну не с описания всевозможных девиаций среди учителей в мире БИ. Я опишу лучше правильного с моей точки зрения тренера.
Самый важный критерий, конечно, это наличие примеров для подражания в зале.
Бывают залы, где занимаются полторы климаксные тётки и один школьник-пельмешек. И все они "стремящиеся", все они ходили слишком мало, чтобы по ним можно было судить о могуществе стиля.
А бывают залы с прочным костяком годных бойцов, старших учеников. В таком зале стоит остаться.
Об учителе судят по его ученикам.
Важна методика. Учитель должен давать из раза в раз не что ему в голову взбредёт, а идти от простого к сложному - знать чему он учит. Это далеко не всегда так, как ни странно.
Важны отношения ученика и учителя. С одной стороны учитель должен быть открыт для вопросов, интересоваться успехами ученика. С другой стороны, учитель не должен лезть в личную жизнь ученика, пытаться учить его всем аспектам бытия и стремиться заменить ему отца.
Важно отношение учителя к деньгам. Слишком часто бывает так, что в школе навязывают обязательные к посещению семинары, принуждают сдавать на пояса, взвинчивают цены за занятия - стрегут бабло как могут. Считаю, что обучение БИ должно быть бюджетным и учитель не должен заниматься постоянными поборами.
Важна сама личность тренера. Я пришёл наконец к выводу, что мудрый тренер должен быть незаметен. Ходит по залу, поправляет. Даёт задания. Но при этом никак не привлекает внимания к своей персоне. Не пытается гуровать ни в каком виде. Не останавливает тренировку, чтобы собрать учеников вокруг себя в кружок и рассказать какой он охуенный.
Теперь поговорим, собственно, о фриках.
Некоторых учителей традиционных стилей сразу же выдаёт неадекватный блеск глаз и рассказы об абсолютной неподеимости их стиля и их самих лично. Проверить это, конечно, никак нельзя, ибо "суровые убийцы" (с) ни с кем не спаррингуют по причине исключительной смертоносности своих техник.
Я когда пришёл на айкидо, мне сразу же сообщили, что айкидо - это вершина всех БИ, что владение айкидо даёт существенное преимущество перед представителями других стилей и всё в таком роде. Что настоящий айкидока может один убить 10 тыщ представителей других стилей голыми руками и раньше айкидо преподавали только высшей аристократии с тем рассчётом, чтобы благородный дон при случае мог при помощи своего айкидо взбесившуюся чернь мочить, которая умнее карате или тай-бокса ничего не знает.
Это вот очень тревожный признак, от таких разговоров надо бежать.
Рыжов на айкидо постоянно прерывал тренировку чтобы рассказать какую-нибудь армейскую байку. Интересно, кто у него давно занимается - все его байки выучили и слушают их по пятому кругу?
Один самооборонный баклан (по совместительству 8-ой дан джиу-джитсу) вдруг взялся мне показывать как лихо он умеет переходить с контроля на контроль. Как в цирке, показывает на своём ученике и паралельно рассказывает:
-Я это показывал на экзамене на какой-то там дан! Комиссия хлопала стоя!!!Смари, смари как я умею!!!!!!!!! Сказать по секрету, мало какой мастер так умеет!!!! А я умею!!!!!!!!!!! Смари-смари, как я могу!!!!!!!!!!!!!!
Иногда учителей напрямую срывает в мистику.
Слышал я разговоры и о том, что айкидо - это чистая духовная практика призванная изменить всю жизнь человека и он, сенсей, сейчас выступит в качестве духовного проводника, гуру, тассскать, поможет преодолеть в душе Скотское и выйти наверх к Человеческому...
Не будем углубляться в психологический аспект этого дела. Что именно заставляет взрослых людей выпендриваться как школьников, преподносить себя как дзэнских гуру итд. Я таких ещё в тусовке повидал, в свои школьные годы - фенечки, длинные волосы, косяк, астрал, становление человека Богом... Быр-быр-быр. Увы, в мире БИ таких вот религиозных учителей тоже хватает. И более всех других стилей к неадеквату располагает именно айкидо, сорри.
Раньше я считал, что тренер должен быть мне другом. У нас с ним должна совпадать энергетика. Я видел тренеров-гопников, которые по энергетике были мне глубоко чужды. Это, знаете, как с девушками. Есть такие девушки, которые для меня шмары и гламурные кисы, я не желаю иметь с ними ничего общего. А я для них слишком бедный и занудный. Мы счастливо избегаем друг друга, мы друг другу взаимно неинтересны. А есть девушки близкой мне энергетики, там сразу по глазам понятно, что вот с этой могло бы получиться...
И вот так же с тренерами. Бывают тренеры-жлобы, тренеры для гопоты. Нам тяжело уважать друг друга. Мне тяжело учиться у них. И раньше я бы сказал, что важно созвучие душ, совпадение энергетики тренера и ученика.
Теперь я скажу по-другому. Ты пришёл не в церковь. Ты пришёл заниматься рукопашкой. В тренере важен профессионализм и более ничего. У тренера должна быть методика обучения. У тренера должен быть полный зал результатов этой методики. Тренер должен не лезть ко мне в душу и в кошелёк.
Предпочитаю спокойные профессиональные отношения. Примерно как со стоматологом)))
Да, и конечно не нужно при выборе учителя ориентироваться на даны в традиционных стилях и места на соревнованиях в спортивных стилях. Правильные пацаны обычно уже к 3-ему дану умеют всё, что нужно. И лучше заниматься у толкового вменяемого "небольшого" дана, чем искать высокодуховного японца с 8-ым даном и заниматься у него чисто ради его пафосного пояса. Это глупость.
Аналогично в тай-боксе. Чемпионов мира больше, чем залов. У меня вокруг дома есть два зала, где муай-тай преподают чемпионы мира. Один так вообще действующий вроде бы, второй чемпион мира по кикбоксингу за 2006-ой год. Скажу сразу - наличие чемпионского пояса не делает их офигенными учителями, ни в коей мере.
Самый надёжный критерий - стабильный результат. То есть, должно быть МНОГО учеников, которые пришли к нему и стали у него хорошими бойцами. Это результат и по нему можно судить. Всё остальное - сказки о силе.