В чём моя вера?

Oct 08, 2013 22:07

Прочитал "В чём моя вера?" Льва Толстого. Это восхитительно. Затянуто в три-четыре раза и язык, как всегда у Толстого, ужасен - но к прочтению строго рекомендуется.

Толстой кинул такую предъяву церкви и православию, что мне очень интересно что на это вообще можно ответить. Кроме очевидного.

Всегда было подозрение, что Христос вообще-то не учил благословлять массовые убийства, восхвалять ксенофобию и избиение женщин... "Не убий" значит в натуре "не убий". А не "не убий"* и список исключений на пять страниц. Православный - это который подставляет другую щёку, отдаёт последнюю рубаху, никогда не противопоставляет злу насилие и далее по тексту. Не ездит на "мерсе", не судится из-за пыли в квартире и не сажает на два года танцующих девушек - да.

Мне было бы очень интересно почитать адекватный ответ церкви Льву Толстому. Ну, кроме того, что его забанили.

Это далеко не всё, что заинтересовало меня в этой книге. Не главное. Я потом продолжу. Нужно идти.



Ричард Докинз полностью уничтожил внешнюю сторону христианства. И был высмеян религиозными за то, что критиковал он вообще не то. Внешняя страна мыслящих людей волнует редко, а не мыслящие книжки Докинза не читают.
Лев Толстой взорвал внутреннюю суть христианства. Показал в чём заключается религиозный идеал на самом деле. И показал, что идеал этот прямо противоположен тому, что внушает нам церковь.

Лев Шестов написал книжку "Достоевский и Ницше", желая показать нам, что эти образы противоположны. Могу написать пост "Толстой и Вайпер" имея ввиду "В чём моя вера?" с одной стороны и "Белые шнурки" Василия Федоровича с другой.

Идеология жизни скинхэдов, как их описал Вайпер, прямо противоположна мироощущению христианина по Толстому. И каждый человек всей своей жизнью отвечает на вопрос - ты скинхэд(по Вайперу) или христианин(по Толстому)? Всего понемножку:))

Представим себе сферического скина в вакууме со страниц "Белых шнурков". Мажор, сын генерала. Наглый и уверенный в себе. Избивает, а потом и режет насмерть людей ради собственного развлечения и чтобы самоутвердиться. Любит брендовые шмотки, "айфоны", сисястых блондинистых блядей, быстрые машины, элитный алкоголь. Любит унижать людей при каждом удобном и неудобном случае. Я - хозяин жизни. Вершитель судьбы. А ты - лох и терпила. Я сделаю так, что ты меня запомнишь. Я тай-боксёр при ноже, при папе генерале, при корочке прокуратуры в кармане, со связями в мире криминала. Умный, сильный. Самый-самый. Богатый. Опасный. Хозяин. Король. А ты - чмо и мразь. Тебе по определению ничего в этой жизни не положено. Могу решить жить тебе или умереть. Могу отъебать твою жену. Могу тебя обоссать при ней же, чтобы она разуважала тебя. Просто так, от хорошего настроения. Трачу в день больше, чем ты, мудила, за месяц зарабатываешь. Папа генерал всегда прикроет. Друзья из прокуратуры всегда отмажут. Верный нож и навыки муай-тай никогда не подведут. Чё смотришь, терпила? На тебе в ебальник, чтоб не моргал. Я поехал дальше - у меня по плану ночь полная дорогого алкоголя, группового секса и избиения слабых беспомощных лузеров, которые за всё это и платят. А ты едь в травмпункт, зашивай своё раскроенное ебло. И да, не забудь, ты мне денег должен. Привет твоей жене. Надо бы её в следующий раз обрюхатить.

Это одна сторона, одна модель поведения.
Другая такая крайность - христианин Льва Толстого.

1.) Никогда ни на кого не сердится. Вообще. Ни при каких обстоятельствах.
2.) Никогда не клянётся. Никому, ни в чём. Особенно не присягает государству.
3.) Никогда не изменяет своей жене и никогда не разводится. Даже не смотрит на другую с вожделением.
4.) Никогда не противится злу насилием. Хочешь мою рубаху? Возьми и мой кафтан! Ударили по одной щеке - подставь другую.
5.) Не делит народы на свои и чужие. Все народы одинаково близки к Богу.

Идеал Толстого - идейный бомж без личной собственности. У него абсолютно ничего нет, а если бы что-то появилось - он бы это тотчас отдал бы. Наивный человек предположил бы, что у такого блаженного бомжа не было бы даже еды и он бы умер с голоду. Но нет, по Толстому христианин должен на кого-нибудь работать (помогать людям) и те бы давали ему что-нибудь, чтобы тот не умер с голоду. Прямо сейчас выселяйся из своей квартиры, раздавай все свои вещи, а сам начинай мести двор. Кто-нибудь подумает: о, как он чисто метёт двор, наверно он голоден - и даст тебе каши. Этим ты и будешь сыт. А если кто-нибудь захочет у тебя отобрать твою последнюю метёлку - отдай ему её немедленно, не гневайся и не сопротивляйся. Если кто-то решит трахнуть твою жену (если допустить, что она не уйдёт от тебя такого), то позволь ему и это - ты же не можешь сопротивляться злу насилием. Пусть они берут всё, что хотят. А я хочу к Тебе, туда, где свет.

К этому религиозному идеалу Толстого стремится не только христианство. Точно таким же должен быть истинный адепт буддизма, например. Религиозная жизнь - она вообще вот такая.

Как правильно замечает Толстой, сегодня наблюдая за жизнью человека никак нельзя угадать православный он или нет. Вот садится жлоб в джип увешанный иконами и едет в публичный дом. Он православный или нет? Непонятно. Противники голубых браков избивают у госдумы Костюченко. Они православные? Как узнать?

Человек обычно решает для себя вопрос "как бы мне так стать православным, чтобы абсолютно ничего в моей жизни не поменялось". Увы. Православный - это когда ты отдал всё и целиком посвятил себя Богу. Ни на кого ты не сердишься и никогда ни при каких обстоятельствах не используешь насилия. Ты просто живёшь в мире, радости и гармонии. И ничто не может её омрачить, ибо ты абсолютно ни к чему не привязан и всё отдаёшь добровольно, сам.

Это - внутренняя сущность любой(?) религии.
И она прямо противоположна идеологии гопов/скинов и вообще современного мира, где от человека требуется урвать всё, до чего руки достают, забраться как можно выше по социальной лестнице и оттуда на всех... поглядывать.

Идеал получается кем-то вроде Люциуса Малфоя.



И прямейшая зеркальная противоположность ему - нищий христианин, которому для себя вообще ничего не нужно, у которого нет никакой собственности, никакой агрессии и кто не разделяет людей на своих и чужих вообще - ему все люди братья.



Чем больше человек живёт в мире религиозном - тем ближе он к толстовскому идеалу христианина.
Чем больше человек пытается реализоваться в материальном мире - тем ближе он к Малфою.
Эти позиции абсолютно противоположны друг другу.

Ценность "Белых Шнурков" Федоровича в том, что он красиво доходчиво описал "крайность Малфоя/скина".
Ценность "В чём моя вера?" Толстого в том, что он внятно описал "крайность христианина/толстовца".

Это во истину два великих полюса человеческой жизни.

Жизнь, как мы знаем, борьба. Попытка выгрызть себе место под солнцем. Более сильному и успешному мужчине будут давать женщины. Вообще, лучше быть здоровым, но богатым, чем бедным, но больным.
Искреннее следование любой религии - это отказ от участия в этих тараканих бегах, отказ от самой попытки быть лучше кого-то в чём-то, отказ отстаивать своё место под солнцем. Продиктован этот отказ ленью, осознанием того, что ничего всё равно не светит или какими-то высокими стремлениями - второй вопрос.

ЗЫ: Обыватель, узнав о пути Толстого, сказал бы:
-Путь христианина необычайно сложен! Вот у меня дом, жена, работа! Я сейчас должен отказаться от всего, стать блаженным бомжом - это трудно!!!

Но Толстой смеётся в ответ на это:
-Трудно - это твои тараканьи бега. Сколько бы ты не зарабатывал - тебе мало. Сколько бы ты не имел - ты хочешь ещё. Ты работаешь на нелюбимой работе, распутничаешь и всячески страдаешь. Всё, что ты делаешь обернётся в прах. Ты живёшь бессмысленно и постоянно страдаешь. А я тебе предлагаю жить счастливо - в гармонии с собой и природой. Христос не требовал от тебя страдать. Он учил тебя счастью.

Толстой справедливо полагает, что тому же самому учил Будда и все остальные.
Он не упоминает, но вообще его обоснование почему надо срочно завязывать с мирской жизнью и стяжательством и идти в бомжи - это первая благородная истина буддизма, жизнь есть страдание.

Про вторую крайность, скинов - я со скинами лично никогда не общался, мои представления основаны на книге Вайпера "Белые шнурки".

Но речь не про скинов и даже не про христиан. Речь про Два Великих Полюса:))
Быть христианином - значит быть человеком, быть скином - значит быть животным.
И эта линия пролегает через всю нашу жизнь.
Тайский бокс - грубый, примитивный, скотский. Животный.
Айкидо - духовное, человеческое, высокоразвитое.

Любая женщина, которая вместо фитнеса и косметического салона идёт на медитацию и йогу - делает шаг в сторону идеала Толстого. Любой мужчина, который вмест айкидо выбирает муай-тай - делает шаг в сторону Люциуса Малфоя.

Толстой гениально показал нам куда ведёт любой религиозный путь в своём пределе.
Рекомендуется к прочтению :-)

(за наводку на "В чём моя вера?" благодарю open_sincere)

4.prism, 110.Бог, 87.religion, 14. Литература, 67. christentum, 85.atheismus, 109.richard dawkins, 112. Лев Толстой, 95.скины

Previous post Next post
Up