Эталонный дзэн

Aug 02, 2012 01:13

Я много ходил по айки-додзё и писал о эталонном айкидо, но не писал о эталонной школе дзэн-буддизма.

image Click to view





В школах дзэн-буддизма всё начинается с практики. В дзэне дофига практик, но главная - дза-дзэн, "сидячий дзэн" дословно. Неофита обучают технике за-зэн и дальше в течение ближайших лет 5, 10, 15... ученик пытается достичь каких-то успехов в за-зэн. Вот и всё.

За-зэн должен практиковаться регулярно и искренне. Если за-зэн (дзэнская медитация) практикуется регулярно и искреннее в течение многих лет, то... ничего :-) За-зэн абсолютно ничего не даёт.

Важно только два момента:
1.) Научиться технике за-зэн.
2.) Много лет её регулярно и искренне практиковать.

Научиться за-зэн лучше всего у роси - "старого учителя". Основной бонус от общения с роси - пример перед глазами. Маяк. Ориентир. Смотришь на него и хочешь так же.
Роси тебе расскажет как правильно практиковать, будет давать советы на первых порах.
Если роси поблизости нет, подойдёт просто дзэнский учитель.

Дзэнский учитель - это такой человек, кому роси разрешил передавать дзэн дальше.

Дзэнский учитель может в свою очередь назначать "руководителей медитации", то есть людей, кто имеет право проводить дзэнские медитации и даже учить им.

Если рядом нет ни роси, ни учителей, ни "руководителей медитации", то можно просто выцепить какого-нибудь дзэнского ученика из какой-нибудь дзэнской школы и учиться у него.

Если же вообще никаких практикующих рядом нет, можно освоить за-зэн по книгам. Есть очень хорошие книги детально расписывающие практику зэн. "Три столпа зэн" Филиппа Капло в первую очередь можно рекомендовать. "Практика зэн" Сэкиды Кацуки тоже.

Когда понял как практиковать за-зэн, дело за малым - сидишь себе каждый день по 25 или по 40 минут или как тебе нравится и практикуешь. Важна регулярность. Лучше практиковать по минуте, но каждый день, чем по часу, но раз в месяц.

Если уж даже к книгам внезапно нет доступа, то можно изобрести зэн самому, с чистого листа. Всё лучше, чем не практиковать совсем. Нужно сесть на подушечку в удобную позу (лотос, полулотос, сейза...) и попробовать для начала сохранить тело в покое на какое-то время. Это уже не просто. Если удаётся достичь покоя тела - попробовать достичь так же покоя мыслей. Внутреннего молчания. Некоторые для достижения этого внутреннего молчания используют счёт дыхания. Вдохнул - раз, выдохнул - два, вдохнул - три, выдохнул - четыре. Можно считать только выдохи. Можно вообще не считать. Цель - состояние о котором сказал поэт - "молчание у меня снаружи, молчание у меня внутри".

Если практиковать правильно, то может открыться связь внутренней тишины и внимания. Мыслей нет, ничего не отвлекает, разум превращается в зеркало и в связи с отсутствием объектов ума чтобы отвлечься резко повышается внимательность :-)

Каждый день. Желательно с утра. На рассвете. 25 минут. Вдох. Выдох - раааааз. Вдох. Выдох - дваааааа. Вдох. Выдох - трииииии. А всякие левые мысли появляются и исчезают, как облака на вершине Фудзи. Как машины проносятся вдоль идущего по обочине дороги путника.

Зэн - постоянное возвращение. Потерял нить дыхания, отвлёкся, мысли убежали. Спокойно, не ругая себя, не рефлексируя, возвращаешься к этой ниточке. Вдох. Выдох - раааааз....

И так много лет.
Многие полагают, что считать дыхание очень просто и они это могут сразу, им не надо пять лет, чтобы до десяти чистенько досчитать, у них сразу всё в ажуре и они уже будды. На самом деле ясно и внимательно сосчитать своё дыхание до 10-и не будучи потревоженным никакими образами, мыслями, мелодиями и просто желанием почесаться - не всем очень просто ;)

Вот и всё.

С дзэном связывают ещё кучу всего: боевые искусства, сад камней, коаны, притчи, вегетарианство и запрет на оральный секс :-) Всё фигня, кроме пчёл. Вдох. Выдох. Раааааз.

А, да, в конечном итоге потребность в счёте дыхания может отпасть (лет через 20, ага) и тогда будешь сидеть в щикантазе - "ничего кроме сидения". Это такое состояние, когда ум сохраняет кристалльную чистоту, тишину, пустоту и предельное внимание, а счёт дыхания при этом не нужен. Но даже матёрые мастера обычно не могут продержать щикантазу долго и всё равно потом начинают считать дыхание. В некоторых школах (особенно в сото) щикантазу практикуют с самого начала, с первого занятия. В некоторых школах просто наблюдают за своим дыханием, ничего не считают. В некоторых школах (ринзай) сходу дают какой-нибудь коан, тогда при выдохе вместо "раз, два, три" нужно проговаривать про себя коан. Разные есть методики. Но в итоге ум должен (кому должен?) стать подобным зеркалу, всё отражать, ничего не искажать, а так же быть предельно внимательным.

Предельная внимательность очень важна в боевых искусствах. Потому для карате, айкидо, фехтования, стрельбы из лука - зело важна практика зэн. Зэн способствует "надтехническому" росту в этих БИ. У воина айки-джитсу может наступить такой момент, что все техники давно поняты и всё получается без проблем и тут "технический" уровень уже исчерпал себя и начинается "надтехнический" уровень, прогресс на котором во многом определяется интенсивной практикой за-зэн. Люди стреляют из лука не целясь и попадают. Люди входят в атаку противника именно тогда, когда появляется самый удачный момент для входа. Про Уесибу писали, что главной отличительной особенностью его айкидо была невероятная своевременность действия. То, что сегодня зовётся "тайминг".

И наоборот, в некоторых школах зэн (ринзай) практика боевых искусств рассматривается как разновидность дзэнской практики и рекомендуется ученикам. IRL стоит прийти в какой-нибудь зэн-до, обязон среди практикующих можно отыскать хотя бы одного айкидоку и хотя бы одного каратеку.

Человека чего-то достигшего в зэн видно сразу. В его присутствии покрываешься пупырчатыми муражками, хочется смотреть в пол, всё время боишься сказать какую-то глупость и ещё ощущение, что он тебя держит под дулом пистолета, даже если он стоит к тебе спиной. Если вдруг от вашего роси/учителя нет такого ощущения, а есть ощущение манной каши во рту - не надо у них учиться.

В теории зэн это что-то начисто лишённое теории, живое переживание жизни. Учение свободное от письменных знаков, передающееся от сердца к сердцу. Свободное от любых, любых умственных построений. Свободное от любого утверждения и отрцания. Предельное внимание, жизнь и смерть - вот что такое зэн. Лезвие меча. Пущенную тебе в горло стрелу можно отбить лёгким мановением руки. Но... своевременным.

IRL школы зэн представляют из себя что-то вроде кружка кройки и шитья. Жалкое зрелище, душераздирающее зрелище. Ученики учатся имитировать достижения, точно так же, как в Айкикай учатся имитировать техники. Духовность начинается с приобретения правильной подушечки и брендового коврика. Нутыпонял.

Живёт в Европе один мастер зэн, не хочу имён, дабы людей не обидеть, потому как все знакомые косвенно. Мастер этот - японец. Учился у великих учителей, сидел в монастырях по многу десятков лет. Великий японский роси. Сессин с таким роси стоит 100 евро в день с человека. Да-с. И вот значит его дзэн-до. Набивается туда человек 20. Наш японский мастер восседает молча, как гора. Сессин ведут его ученики. Это принято в дзэн, что учитель сидит и не шевелится, а чай разливают, в колокольчики звонят, палочками стучат - его ученики. Так вот, сидит японец. Ученики чай разливают, в колокольчики звенят, палочками стучат. 100 евро в день. 20 человек.

Второй день. Сидит японец. 100 евро в день. 20 человек.

Сессин длится 7 дней. Сидит старый японский мастер, умножает в уме 100 на 7 да на 20 и думает про себя "хорошо сидим". Главное в таком дзэне - не заржать.

Точно так же живёт в Дюссельдорфе один 8-ой дан Айкикай. Прямой ученик Морихея Уесибы, внешний учитель Хомбо Додзё - всё как надо. И вот кажет он технику, где освобождение от захвата начинается с тэнкана внутрь стойки укэ, то есть прямо почками на локти на кулаки, да затылком, да спиной, да вообще чем хочешь. Выполнение техники начинается с того, что нагэ просто поворачивается спиной к противнику и в таком виде замирает. Я внимательно смотрел за лицом старого японца - засмеётся или нет, глядя как немцы повторяют за ним эту технику? Не, не смеётся. Мастер.

Вообще, хорошее айкидо нельзя спутать с плохим. Миг - и ты лежишь на матах на жёстком контроле и болячка такая, что тебе хочется усраться, в самом прямом смысле. И ты вроде и физически сильный и боксом занимался и вообще ты десантник, а лежишь беспомощный и боль такая, что мама дорогая. Что можно возразить на такое айкидо? Чем можно опорочить хороший выстрел из лука? Раз - и стрела торчит в десятке, в золоте. Ну? И что ты скажешь? Случайность? Ветер так подул? Ты можешь сказать что угодно, только вот мишень, а вот стрела. Так и дзэн. Это стрела в золоте. Это айки-джитсу, которое рубит на маты в долю секунды. Это нечто совершенно несгибаемое и неоспоримое. Этого ни с чем нельзя перепутать и ничем нельзя подменить.

А базары за дзэн (ну вот как в этой статье) - это как базары школьников о сексе. "А тут я такой короче беру и сую ей руку в клитор..."



Разговаривал как-то на тему дзэн с сенсеем Нагано. Хиромити Нагано - 7-ой дан айкидо Ёсинкан, официальный представитель Ёсинкана в Европе, прямой ученик Сиоды, сихан.
-Скажите, какова роль дзэна в айкидо? -спросил я сихана Нагано.
-Дзэн - это когда ты сидишь и попусту теряешь время, -отвечал мне Нагано. -Посмотри за окно. Там кипит жизнь. Столько всего нового. Столько всего интересного. Жизни не хватает, чтобы всё увидеть и всё узнать. Стоит ли тратить жизнь на простое сидение?

ЗЫ: Только что узнал, что оказывается в Вики русской есть статья про Нагано. Нагано-сенсей исповедует нитирэн-буддизм, потому дзэн, логичным образом, отрицает. В той же Вики сказано: В отличие от других буддийских школ, Нитирэн очень активно пропагандирует себя и пытается переубедить сторонников других школ принять свою веру. Вот в чём дело.

50. video, 4.prism, 15. Музыка, 39. Борис Гребенщиков, 6.aikido, 25.sex, 18.zen

Previous post Next post
Up