Глуховский

Jun 15, 2012 03:37



Прочитал "Метро 2033" и "Метро 2034". Если все книжки поделить на "литературу" и "макулатуру", то сабж относится к последнему. Школьные "философские" телеги характерные для книг Лукьяненко и школьные же герои, которые стиснув зубы произносят пафосные речи.
Но Лукьяненко идёт (шёл? я давно не читал) живее, Глуховский читается нудно. Я пролистывал страницами. Лукьяненко тоже пролистывал, но там был эффект "начал - не оторвацца", с "Метро" такого не происходит. Нудятина.

Мне сначала казалось, что кроме любования метро в книжке вообще ничего нет и что если поместить сюжет не в московский метрополитен, а в какой-то выдуманный, то ценность книжки окажется вообще нулевой, но потом всё-таки обнаружил в книжке свои прелести. Нормальная русская НФ, классе в девятом мне бы даже наверно понравилось бы.
Удивительно, кстати, что в метро так "купается" москвич, мне казалось такая любовь к метро свойственна исключительно понаехавшим. Хотя, Тёма вон тоже москвич, а метро любит. Лукьяненко вот в "ночном дозоре" тоже в метро купался, но он как раз понаехавший.

Однако, не всё так плохо, выделю ряд положительных моментов:
1.) Автор когда начинал писать "Метро 2033" - ему самому было 17 лет. То есть, это книга написанная школьником для школьников, тут всё нормально. Он играл в свою Вселенную, ему это в самом деле было искренне интересно и философия школьная там не от инфантильности или расчёта (как у Лукьяненко), а просто от возраста автора, так что всё нормуль)
2.) Автор искренне любит свою вселенную. Писал потому что его пёрло, а не потому что контракт с издательством. Это тоже положительно влияет на текст.
3.) Местами всё-таки удавалось Глуховскому создать напряжение или нарисовать осязаемого героя. Мне лично доставил мистик по имени Хан. Хороший. Хантер вот совершенно детский, игрушечный. А Хан - хороший. Кроме того, очень пугающе (сиречь - хорошо) описаны библиотекари. Жуть! Реально жуть! Мороз по коже!!! Я после того как про библиотекарей прочитал, чувствовал себя неуютно развешивая ночью бельё на чердаке. То есть какбэ хорошо написано - меня испугал. И конкретно вот сцена про Данилу и библиотекарей - я читал на одном дыхании, взахлёб. Вот бы вся книга так.
4.) "Метро 2034" не сильно хуже первой части. Что редко бывает.
5.) Люто-бешено доставили коммунисты на красной линии, фашисты, сектанты, эммиграция на Ганзу - удачный стёб. Отдельно доставило, что у коммунистов давление на границы изнутри выше, чем снаружи. То есть, желающих вырваться из коммунистического рая какбэ больше, чем желающих этот рай захватить.
6.) Саша живая получилась. Не каждому мужику удаётся толково описать девчонку. У Пелевина вот этот момент один из главных фейлов, например.

А в остальном - очень хреновый русский язык. Слишком многое там надо подчёркивать волнистой линией, а иногда и просто править красным. По-русски так не говорят. Писатель должен выражаться не просто грамотно, он должен выражаться сочнее обывателя, должен иметь словарный запас хоть чуть-чуть больше, чем обыватель. В случае Глуховского - просто ошибки. Пичалька. Но для школьников книга, наверное, всё равно может быть интересной.

Братья Стругацкие вот (вершина русской НФ) открыто говорили, что их книги ориентированы на развитого десятиклассника. Но Стругацкие - литература. А Глуховский - макулатура.

43.Виктор Олегович Пелевин, 4.prism, 70. Москва, 14. Литература

Previous post Next post
Up