...в апреле был в Стамбуле, расскажу про вопросы культа.
Поездка была деловая, но задержавшись на 2 дня, выиграл 1,5 дня на прогулку. С собой был некс-5, старая камера очень удобная для пеших прогулок, но не гарантирующая в моих руках высокого качества изображения, как получиться.
Собственно о туристических маршрутах писать не буду, они известны все и вся. Хочу поведать читателям о специфических особенностях, с которыми столкнулся как турист, а именно о посещении православных христианских храмов. Исповедуя ислам, я интересуюсь теологией, поэтому посетить православный храм в стране где подавляющая масса населения мусульмане, и в городе где еще недавно происходили погромы православных христиан, узнать о жизни общин было очень занимательно. Тем занимательней, принимая во внимания факт того, что нынешний Вселенский православный Патриарх Варфоломей, чья резиденция находиться в Стамбуле, является крупнейшей фигурой в процессе экуменизма, охватившей как библейская зараза все конфессии современного мира.
Мне хотелось увидеть церковь Марии Монгольской, храм примечательный тем, что это один из всего двух храмов Стамбула никогда не бывших мечетями. Википедия гласит, что вокруг этого храма происходили самые кровопролитные стычки во время христианских погромов 50-х годов ХХ века, а сама церковь находиться недалеко от самых главных туристических достопримечательностей города.
Посмотрев на карте примерное местоположение, я решил найти церковь самостоятельно, высадившись из МетроБуса достаточно далеко от места назначения, на станции Айвансарай. Проплутав с трущобах полдня, я понял, что без карты в руках найти это место невозможно, и зашел в одно из редких в этой части города интернеткафе. Найдя адрес, я спросил у владельца кафе, насколько далеко находиться церковь от его заведения. Оказалось примерно в трех километрах, направление он мне задал, но кривые улочки оставляли слабую надежду следовать указанному вектору. Такси в этой части не ездили, да и хотелось далее исследовать эту часть города, весьма колоритную и "ароматную". Хозяин кафе с нескрываемым интересом рассматривал меня, и не выдержав спросил, не ортодокс, т.е. православный христианин ли я? Я ответил, что нет. Выйдя на улицу, я заметил, что хозяин последовал за мной, и начал громко говорить используя слова ортодокс и килиси (церковь), указывая на меня пальцем с прохожими. Ажиотаж поднялся не совсем здоровый ))) Мне пришлось сказать, что я мусульманин используя предписанные арабские слова, затем сказать, что я архитектор и мой интерес к церкви не распространяется далее фотографии, благо как киргиз, могу как-то объясниться по турецки. На этом инцидент и был исчерпан.
Искомую церковь я не нашел, мой путь направился к собору св. Софии и мечети султана Ахмеда, однако как выяснилось днем позже, я проходил очень близко от предмета моих поисков.
На второй день я взял с собой приятеля отлично владеющего турецким и мы выбрали такси как средство передвижения. Не с первого раза, искомый адрес был найден. В соседстве церковью, располагался греческий лицей, здание из красного кирпича, интересной архитектуры, носящий историческое название кырмызы мектеб , т.е. красное медресе, название подчеркивающее религиозную сторону обучения в лицее.
Как и прочие действующие религиозные заведения, лицей был заперт на замок, и обнесен неприступной стеной. Характерная черта. На наше счастье привратник грек был рядом и открыл нам ворота. Мы зашли внутрь, прошли галереей и перед нами открыли двери лицея. По привычке, я сказал би-сми-Лляхи, исламский термин "во имя Аллаха", с которым у мусульман начинаются все дела. В воздухе как будто щелкнуло, привратник дернулся и резко обернулся, и спросил не христиане ли мы? Мой спутник сказал, что мы мусульмане. На этом наша экскурсия по лицею закончилась ))), нам указали вежливо на дверь, ведущую правда к входу в церковь Марии Монгольской, цели нашего пути.
Церковь была традиционно заперта на замок, но на наше счастье приехала группа итальянских туристов, и их гид сумел все таки докричаться до привратника. Вход в церковь стоит 1 Евро для туристов. Привратником была немолодая гречанка, отношение которой к нам изменилось, когда она узнала наше исламское исповедание. Однако она любезно рассказала, что недалеко находиться патриархия, где мы можем приобрести икону и прочие сувениры.
Мы достаточно скоро нашли здание патриархии, по дороге были незатейливо "ограблены" курдом чистильщиком обуви (чистка ботинок 20 лир)))) и ответили на приветствие молодых парней, которые к нашему удивлению, почему-то кричали "Хайль Гитлер!"
В здании патриархии магазин был закрыт (подробностей мы не узнали), и привратник сказал, что иконы мы можем купить у торговцев сувенирами, расположившихся у входа. Я заметил, что эти сувениры не освящены, на что привратник ответил что-то полит-корректное и выпроводил нас наружу.
Сувенирами торгуют турки-мусульмане, мало представляющие предмет своей торговли. На вопрос, кто изображен на трех абсолютно РАЗНЫХ иконах, он добросовестно ответил, что это св. Георгий победоносец, не смущаясь разным фасоном бороды и густоты шевелюры святых, на вопрос какая святая изображена на другой иконе, он ответить однако не смог и полез в прайс-лист )))
на этом наш "культовый" поход завершился, времени более не оставалось. Подумал, что у нас в Кыргызстане, выказывать внешне свою причастность к вере, неизмеримо проще, хвала Аллаху