Оригинал взят у
alexandr_palkin в
Отчёт "Комитета гражданских инициатив" о срыве попытки свержения В.В.Путина*
Facebook и Вконтакте мешают друг другу22.11.13
OPEC.ru | ОПЕК.ru Экспертный портал Высшей школы экономики
Социальные медиа и новые СМИ играют большую роль в организации протестов. Но наличие двух соцсетей - Facebook и ВКонтакте - дробит аудиторию на две группы, тем самым снижая общую активность и скоординированность акций, заявили эксперты на конференции «Культура, диверсификация и развитие», прошедшей в НИУ ВШЭ
После «Арабской весны» широко обсуждался вопрос, каково влияние социальных медиа на политические протесты, направленные на изменение существующего режима. И протестующие на площади Тахрир в египетской столице, и участники политических протестов в России использовали социальные сети для координации своих действий. Сотрудники НИУ ВШЭ и Российской экономической школы (РЭШ) Рубен Ениколопов, Алексей Макарьин, Мария Петрова и Леонид Полищук исследовали социальные сети Facebook и ВКонтакте и их воздействие на участие жителей в протестах более чем в 500 российских городах в работе «Социальные медиа и участие в протестах: данные по России».
Карта протестов 10 декабря 2011 года
Красным цветом выделены российские центры протеста, синим - зарубежные
Facebook против Вконтакте
Социальные сети являются источником информации, формируют политическую и гражданскую позицию. Сеть ВКонтакте была создана в 2006 году как русский клон Facebook. Первыми зарегистрировавшимися в сети ВКонтакте стали студенты Санкт-Петербурга и Москвы, а также их друзья и родственники. В дальнейшем к этим городам присоединились другие. Не желая терять столь обширную аудиторию, Facebook в 2008 году предложил русский интерфейс, а в 2010 году договорился о бесплатном доступе к m.facebook.ru с ведущими российскими провайдерами сотовой связи.
Эти две социальные сети оказались очень похожими по функциям и даже по цвету интерфейса. Однако, к 2011 года сеть ВКонтакте насчитывала уже более 30 млн уникальных посетителей в месяц против 15 млн в Facebook. При этом в сети ВКонтакте уже было зарегистрировано 55 млн пользователей, а в Facebook - лишь 6 млн человек. Это объясняется, вероятно, тем, что ВКонтакте к 2008 году успела сформировать свою аудиторию, что существенно замедлило распространение Facebook в России. Анализу поведения аудитории этих двух сетей было посвящено данное исследование.
Методология, которую использовали ученые, учитывала местонахождение пользователей ВКонтакте и Facebook, кросс-секционные отношения между этими социальными сетями. Основное внимание было уделено сети ВКонтакте, как имеющую более многочисленную аудиторию.
Авторы проанализировали активность различных групп пользователей соцсетей в российских городах. Поведение пользователей, их социальная сплоченность и способность к образованию групп протеста анализировались в зависимости от образования, уровня заработной платы и проникновения интернета, опыта участия в протестах в период позднего СССР. Отдельно рассматривались региональные центры, районные центры, города на различном расстоянии от Москвы. В ходе исследования определялось дробление городов по социальным группам в зависимости от принадлежности к той или иной социальной сети. Ученые пришли к выводу, что социальные сети способствуют информированности, координации, усилению социального давления.
Сетевая раздробленность
Для определения каналов координации и социальной связанности в режиме online исследователи выяснили механизмы внутригородской раздробленности между Facebook и ВКонтакте. В одном городе людей может объединить несколько онлайновых социальных сетей, но обычно интенсивно используется только одна.
В городах с более раздробленными сетями, при прочих равных условиях, менее вероятно возникновение массовых протестов. Причинами этого являются меньшее социальное давление и более сложная координация участников различных сетей.
Авторы сделали вывод, что сейчас социальные медиа активно помогают людям в организации протестов, однако их роль со временем снижается, поскольку новые СМИ фрагментируют население по социальным группам. Большее влияние социальные медиа имеют в крупных городах, выступая координаторами действий участников.
*
Полный текст презентации «Социальные медиа и участие в протестах: данные по России» За наводку огромное спасибо спасибо
http://gavr-am.livejournal.com/199440.html