Много книг в апреле, 2024

Apr 27, 2024 19:40




Робертсон Дэвис «Пятый персонаж»

Открыла и очнулась на сотой странице. Есть такие писатели, которые пишут так, что даже роман на не особо интересующую тебя тему вдруг оказывается настолько увлекательным, что не оторваться.
Я недовольна своим отзывом, потому что не хватает умения описать этот роман с таким количеством разнообразных тем.

Это Канада начала 20 века, захолустный горок Дептфорд. Все друг друга знают, и как это типично для Северной Америки, религия играет большую роль в обществе. Религией пропитан даже воздух, разные ответвления протенстанства, кто-то баптист, кто-то пресвитерианец.

Всё начинается, да и заканчивается тоже, происшествием зимним вечером. Два главных героя, Данстэбл (Данстан) Рамзи и Перси Бойд (Бой) Стонтон, играли в снежки, один из них увернулся от снежка приятеля, снежок попал в голову беременной жены баптисткого священника. Она упала, случились преждевременные роды, в результате которых появился на свет третий главный герой романа Пол Демпстер.
Чевертый главный герой - это героиня: та самая миссис Демпстер, беременная жена священника. Нашего рассказчика она и «поразила и обогатила». И она сыграет огромную роль в его жизни.

Она была абсолютно лишена страха, ее никогда не мучили дурные предчувствия, ей никогда не казалось, что все, что бы ни случилось, лишь ухудшит положение вещей.

Когда главный герой (в 16 лет) уходил на войну (первая мировая), миссис Демпстер ему сказала:
Запомни главное: что бы там ни случилось, не нужно бояться, в этом нет никакого смысла.

Главный герой вернулся с войны, принеся ей в жертву ногу. Стал учителем и увлекся агиологией. Увлечение историей Святых не случайно, уже в детстве Данстэбл сделал для себя вывод, что «Тысяча и одна ночь» и Библия имеют много общего.

А ещё мне кажется, любопытство к человеческой натуре сыграло в судьбе Данстэбла большую роль. Он удивлялся удивлению своих однополчан по поводу его выступления в роли Чарли Чаплина. Мы ведь так привыкли сортировать людей по своей системе координат. И я закивала головой, когда Данстэбл это описывал:
Мне кажется, что я всегда считал самоочевидным, что каждый человек имеет по крайней мере две - если не двадцать две - грани, во всяком случае не помню, когда я думал иначе. Их удивление - вот что меня удивило. Мамочки! Люди совсем не понимают других людей, даже не пытаются понять, ну, как это тебе? Мамочки!

Вообще, удивительно как меня угораздило оказаться совершенно на одной волне с Данстэблом, наверное, именно поэтому меня так эта книга зацепила. Его самокопание и честность с самим собой отзывается.

Господи, да какое же это кошмарное время - молодость! Такое изобилие чувств при полном неумении с ними обращаться!

Роман охватывает практически всю жизнь трёх главных героев и героини. Очень интересно развитие Канады, отношение с Англией, новоявленные капиталисты (которых в романе называют ка-питтл-истами, игра слов и отсылка к Рабле), крах биржи, путешествия Данстэбла в послевоенную Европу и совместная работа с болландистами, бродячий цирк, неожиданные встречи, в том числе и с теми, кто сыграл в судьбе несчастной миссис Демпстер решающую роль. И очень интересный финал.

Чудеса сильно зависят от времени и места, от того, что мы знаем и чего не знаем.

Кто такой Пятый персонаж объясняется в эпиграфе. Правда, в течение книги я так и не определилась, кто же является этим персонажем и можно/нужно ли вообще применять это распределение ролей к роману. Но я пыталась.
Очень увлекательная и затягивающая книга.

Тем, кого боги не любят, они даруют вечную молодость.

Чуть не с самого детства каждый из нас старательно маскировал свою истинную сущность, но теперь эта маскировка износилась до дыр.

Робертсон Дэвис «Мантикора»

Какой мир реальнее - внешний или внутренний?

Это вторая часть Дептфордской трилогии и по сути представляет из себя психотерапевтический процесс Дэвида Стонтона, сына одного из главных героев первой части Боя Стонтона. Конечно, в его беседах с психотерапевткой присутствуют и другие персонажи. И, как говорится, мир маленький, и ничего, что канадцы вдруг встретились в Швейцарии. Далее в романе присутствуют все те же лица.

Много юнгианства, архетипов и поиски правды в себе.

Не задавай вопросов и не услышишь обмана - мне очень близка эта прописная истина.

И лейтмотив не только для этой части, но и в общем для всей трилогии:

Будьте героем собственного эпоса. А если другие не хотят быть героями, то разве вы виноваты? Одно из величайших заблуждений нашего времени - это вера в то, что Судьба всех уравнивает, что нить ее демократична и всюду одинаково прочна.

Почему мантикора? Мантикора (сказочный зверь с телом льва, человеческим лицом и жалом на хвосте) пришла главному герою во сне. У мантикоры было лицо главного героя. Разбор сна с психоаналитиком очень занимательный и в любом случае стоит внимания.

Согласна:
...большая свобода - это всего лишь иная форма рабства.

У тех, кто говорит о милосердии и всепрощении, обычно не хватает твердости довести начатое до логического конца. Я никогда не видел, чтобы милосердие становилось причиной неоспоримого добра.

И опять про маску:
Маска нужна каждому, а преднамеренными самозванцами являются только те, кто строит из себя человека, которому нечего скрывать.

Солипсизм)))
- Вы думаете, что мир - это ваше представление о нем […] и если вы не осознаете, что это заблуждение, и не откажетесь от него, то вся ваша жизнь превратится в одну гигантскую галлюцинацию.

Робертсон Дэвис «Мир чудес»

Заключительная часть трилогии. Здесь главный герой Магнус Айзенгрим. Этот роман оказался для меня самым болезненным, хотя трагедий хватило и в двух предыдущих.

Некая компания снимает фильм о Робер-Гудене и на главную роль пригласили, конечно же, Магнуса Айзенгрима, в прошлом Пола Демпстера. Опущу жуткие подробности про отрезок жизни, когда он сбежал из дома. Жестокий мир бродячего цирка дал ему навык разбираться в разных механизмах, в том числе и часовых, и кукольных. Благодаря этому он случайно оказался в Швейцарии, где встретил Вицлипуцли, некрасивую умную девушку, которая уже встречалась читателям в «Пятом персонаже». В ссылке про Вицлипуцли: догетевского Фауста посещали многие духи, в том числе и Вицлипуцли. В русской транскрипции он встречается напервых страницах МиМ Булгакова, это один из верховных ацтекских Богов.

уж не является ли юмор одним из самых блестящих дьявольских изобретений?
Чтобы показать что-либо безошибочно современное, нам необходимо тщательное исследование прошлого, его безупречное воспроизведение и еще бог знает что.

Что могу сказать по поводу всей трилогии: это было необычно увлекательно, местами болезненно, разнообразно, задумчиво, смешно и очень умно.




Анна Козлова «F20”

Небольшой, но жуткий роман о двух сестрах-шизофреничках. Очень реалистичный, с подробностями психозов обеих сестёр. К младшей голоса и мертвый сосед пришли раньше, а потом случился и психоз с психиатрической больницей. К старшей, Юле, от лица которой ведется рассказ, шизофрения пришла немного позже. Очень сильно впечатлило вырезание немецких слов на своем теле, чтобы прийти в себя.
Книга ужасна и хороша одновременно. Моя ошибка - я начала её читать перед сном. Во-первых, кое-как оторвалась, а во-вторых, мне снились кошмары, хотя кошмары мне снятся крайне редко.

Анна Козлова «Рюрик»

И опять про тяжелую судьбу одной (или даже нескольких) девушки, немного лесной мистики, конфликт с отцом-бабником, известный рэппер, авторский голос за кулисами и готов увлекательный романчик. Признаюсь, половину книги я прочитала и не заметила. А потом что-то подустала. Но писательницу запомнила, следующую книгу все равно почитаю, хотя бы из любопытства.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------

А потом я присоединилась в Телеграме к "японским чтениям"

Сосукэ Нацукава «Кот, который любил книги»

Миленько, с лучиками добра и прочих справедливостей в злом денежном мире.
Есть сирота, имагинарный котик, книжный магазин и «твори добро на всей земле».
В общем, смесь беспроигрышная.
Но подозреваю, что завтра я уже забуду содержание книги.

Много читать - хорошо. Только нужно всё правильно понимать.

Скромность - прекрасное качество, но не тогда, кгда её слишком много. Тогда она превращается в недостаток.

Чтение - это не всегда развлечение, легкое и увлекательное. Иногда приходится перечитывать несколько раз одну и ту же фразу, останавливаться, чтобы обдумать прочитанное. Это нелегкий труд, однако потом перед тобой открывается горизонт. Как если бы ты долго-долго поднимался по длинной горной тропинке - и вдруг перед тобой возник чудесный вид.

Такэси Сиота «Голос греха»

Втягивание детей в преступления лишает общество надежды.

В основу романа легло громкое дело середины 80-х Глико-Моринага, двух крупных японских компаний-производителей сладостей. Группа неизвестных похитила президента Глико, кроме того шантажировала компании отравлением продукции. Отравленную продукцию так и не обнаружили, но изъяли товар и компании понесли крупные убытки.

Но в романе не совсем об этом. Главные герои, Тосия и Акуцу ещё не знакомы. Тосия, взрослый мужчина, находит кассету в старых вещах своего отца, на которой записан его, Тосии, голос в дошкольном возрасте. И понимает, что в детстве он был частью преступного замысла той самой неизвестной группировки. Вскоре Тосия получает по почте визитку журналиста Акуцу, который просит его связаться.

Начинается долгое и нудное описание журналисткого и любительского расследования дела 30-летней давности. В процессе они всё время встречают описание мужчины с лисьими глазами, который и является главным лицом неизвестных.

Наша работа как математическая факторизация. Как бы трудно это ни было, нужно уметь отвлечься от несчастий и печалей, находящихся на поверхности, и продолжать делить их на «почему». Делить, пока не получишь «простые числа». Не самое лёгкое дело, но нельзя, махнув рукой, бросать его на полпути. В «простых числах» - суть этого преступления; в них правда, которая нужна людям.

Роман якобы прочитал каждый сотый японец. То ли я слишком привыкла к манере американского-европейского тру-крайма/триллеров, то ли перевод не передал всё нужное напряжение и накал страстей, но роман на редкость скучный, затянутый (400 страниц) и перегружен ненужными бытовыми деталями: что-то вроде «она встала и налила мне чай. Я подул на него, потому что он был ещё горячим.»
Мой вывод: вряд ли возьмусь когда-нибудь за японский крими, триллер, детектив или тру-крайм. Пожалуй, ограничусь Нобелевскими и ещё не получившими премию мистическими реалистами.

Эти рассказы я слушала в подкасте "Чтение" в исполнении Стаховского

Рюноскэ Акутагава «Холод»
Какой-то оммаж термодинамике. Хотя я вполне себе понимаю термодинамику, рассказ я не то что не поняла, а совершенно не прочувстовала ни трагедии, ни какого-то философского смысла.

Рюноскэ Акутагава «Ком земли»
Это мистический реализм. Хоть и главная героиня, свекровка, та ещё манипуляторша, но есть намеки на помощь от потусторонних сил. Мне даже слегка жутковато стало.
Этим двум рассказам по сто лет. Обязательно буду читать другие произведения автора.

Ясутаки Цуцуи «Цивилизация напоказ»
В этом рассказе, наверное, есть немного от Шекли (они примерно в одно и то же время писали). Это из жанра фантастика, речь идёт о телефоне с видеосвязью. Кроме фанатстической составляющей, рассказ очень патриархальный. Женщина-домоседка, муж должен зарабатывать деньги.
Сталкиваясь с такими устоями я часто себя спрашиваю, что делать тем женщинам, которым по каким-то причинам не достались хорошо зарабатывающие мужья?

Юкио Мисима «Газета»
Это про судьбу. Хочется верить, что обстоятельства при рождении на ребенка никак не повлияют. А они берут и влияют. Хороший, трагичный, горький рассказ.

Сакё Комацу «Бумага или волосы»
Представьте, что на Земле появилась бактерия, разъедающая бумагу...Рассказ 1963-го года, когда без бумаги цивилизованную жизнь трудно себе представить. В наше то время всё в облаках да в искусственных интеллектах, бумага это баловство.
А тогда это стало трагедией. Занимательный рассказ с интересным концом. Писателя добавляю себе на полку.

Тэцуо Миура «Пресс-папье из окаменелого угря»
Такое мистическое сказание про застывшую палку-угря, девочку и чего-то там ещё. Слушала два раза и оба раза недоумевала, зачем. С угрём мы оказались не на одной волне.

Ясунари Кавабата «Рассказы на ладони»
Стаховский прочитал четыре коротких рассказа из этого сборника. Кажды рассказ по своему трагичен, или хотя бы с горчинкой. Писатель - Нобелевский лауреат 1968-го года, первый из японцев. Обязательно хочу прочитать весь сборник.

Юкио Мисима «Философский дневник маньяка-убийцы, жившего в средние века»
Жутковатый рассказ о смысле жизни в убийстве. Чувствовала что-то вроде брезгливости и отторжения персонажа. Мисима умеет такое вызвать своими произведениями.





Michelle Knight “Die Unzerbrechliche” / “Finding me“/»Найди меня»

В этой книге Мишель рассказывает не только о похищении и плене длинною в 11 лет. Она рассказывает про свою жизнь с самого начала, о своих не очень путевых родителях, о младших братьях, которые были под её ответственностью, о дальнем родственнике, который её изнасиловал в очень нежном возрасте и с тех пор насиловал постоянно, пока она в 15 лет первый раз не сбежала из дома. Она чуть не стала наркоторговкой, она жила под мостом, а питаться и мыться ходила в церковь. После возвращения её домой, хотя бы дела в школе стали немного лучше. Мишель влюбилась и в какой-то период это было даже взаимно. Но узнав о её беременности, парень смылся. Она родила сына и ради него была готова на все. Родственник-насильник, к сожалению, никуда не делся. И в один ужасный день он сломал сыну Мишель ногу. В больнице сообщили в соответствующие орагны и Мишель лишили материнских прав.

Этого в одноименном фильме (Нетфликс) нет. Как раз в тот день, когда Мишель торопилась на назначенную встречу по поводу возвращения сына, её похитили.
Прекрасная книга, сильнейшая женщина Мишель. Очень впечатляет.

Ferdinand von Schirach “Tabu”

Фон Ширах отличается полу-документальным лаконичным повествованием на не очень удобные темы. В этом небольшом романе речь об убийстве без трупа. Доказательства запечатлены только на фотографиях. Этого достаточно, чтобы автору фотографий оказаться на скамье подсудимых?
Подозреваемому, известному и талантливому фотографу Себастиану фон Эшбах, повезло с адвокатом.
Интересный сюжет, неожиданные повороты, кратко и динамично.

Ferdinand von Schirach “Terror”

Небольшая пьеса про процесс над Ларсом Кохом (выдуманный персонаж), майором Люфтваффе, который сбил захваченный террористами самолет с 164 пассажирами на борту. Террористы направляли самолет на стадион с 70 000 зрителями, чтобы там взорваться. Решение сбить самолет принималось быстро. И в таких случаях процесс неизбежен.
Очередной вопрос, который задает фон Ширах: насколько этично целенаправленно убивать 164 человека, чтобы спасти намного больше? Можно и нужно ли оправдать майора, принявшего такое решение?

Бросила:
Майк Омер «Внутри убийцы» - после сериала и книги «Охотник за разумом» смешно читать эти потуги.

Даже не ожидала, что столько книг прочитаю/послушаю за месяц. 

true_crime, книги, японская_литература, немецкие книги, американская литература

Previous post Next post
Up