Книги, сентябрь 2022

Oct 02, 2022 11:16





Marc Elsberg “Blackout. Morgen ist es zu spät“

Новый для меня жанр - технический триллер.

Автор Марк Эльсберг - австриец, роман писал в 2009-2010-х годах, опубликовали в 2012. На русском тоже есть перевод «Блэкаут - завтра может не наступить».

Во многих европейских странах отключается свет, а это значит, что перестают работать заправки, магазины, общественный транспорт, больницы и все, что мы называем цивилизацией.
Каждая глава описывает каждый день с начала отключения света.

Герои романа живут в Италии, Франции, Бельгии, Нидерландах и Германии. Один из главных персонажей, предприниматель-айтишник из Италии по имени Пьеро Манцано, догадывается, что «умный» счетчик электричества поймал не тот код и это стало началом катастрофы. Манцано едет со своим соседом, у которого старенькая машина, в австрийские Альпы, где как раз отдыхает его дочь, которая работает в Брюселе, кем-то там в ЕС, чтобы рассказать ей о предположении.
Вместе с дочерью отдыхают её подруги, одна из них будет присутствовать с нами до конца романа. В общем, Манцано предлагают сотрудничать с Европолом, чтобы помочь расследовать это нападение на европейскую электрическую сеть. Спойлерить не хочу, но сюжет там развивается сказочно, с вкраплениями немецкой патетики, у Манцано появляется помощница - американская журналистка и они вместе авантюрничают дальше.

В романе присутствуют технические детали электрификации европейских стран, и это мне показалось очень интересным (и про турбины тоже, хоть и мало). Так же много из Cyber Security - здесь очень хотелось бы услышать мнение специалистов, насколько правдоподобно/неправдоподобно изложено в романе. Конечно, автор при написании консультировался с айтишниками и инженерами, как написано в послесловии.

По стилю мне роман показался типично немецким - немного угловатым, которому местами хотелось бы попоказушничать, но получилось как всегда. И степень триллера тоже не особо зашкаливает, по напряженности скорее среднего уровня. Язык совершенно несложный, может, за исключением технических деталей, но и они тоже вполне удобоваримо изложены.
В свете актуальных событий роман воспринимается, наверняка, по-другому чем 10 лет назад.

Например, этот вопрос, который можно задать и в свете актуальных событий:
Warum ausgerechnet Europa? Wirtschaftlich bringt es niemandem einen Vorteil, einen der größten uns stärksten Märkte der Welt so zu beschädigen. […] Geht es Europa schlecht, leiden auch die anderen großen Volkswirtschaften darunter. Dasselbe gilt für einen Militärschlag.
Почему именно Европа? Никто не выиграет от ущерба, нанесенного одному из самых больших и сильных экономических рынков мира...Если плохо Европе, то пострадают и другие экономически сильные страны. То же самое касается и военых действий.

И это - актуально (к счастью, про нападение не в тему), может и выделенное тоже станет актуальным:

Nach diesem Angriff auf die Systeme wird es in der Energieversоrgung für Jahre nur noch ein Thema geben: Sicherheit bzw. Versorgungssicherheit. Klima- und Umweltschutz werden vergessen sein.
После этого нападения на системы для энергоносителей будет главной одна тема: безопасность и безопасность/охрана обеспечения. Охрана окружающей среды будет забыта.

Лев Толстой «Крейцерова соната»

Итак, начало мне почему-то напомнило «Пышку» Ги Де Мопассана. Есть вагон поезда (вместо дилижанса), есть попутчики, среди которых некрасивая и немолодая дама, и есть рассказы. Очередной темой для разговора становится брак и равноправие женщин. И тут один из попутчиков, некий Позднышев, неожиданно разговорился и рассказал свою историю.
Для меня эта повесть - трагедия одного мужчины, трагедия его личных ценностей, которые, как он убежден, являются типичными человеческими (читай мужскими) ценностями.

Это трагедия отношения с женщинами и трагедия брака одновременно.

Пр себя я думал, что я милашка, что я вполне нравственный человек...отдавался разврату постепенно, прилично, для здоровья. Я избегал тех женщин, которые рождением ребенка или привязанностью ко мне могли бы связать меня...А ведь в этом-то и главная мерзость!
...Разврат ведь ни в чем-нибудь физическом, а разврат, истинный разврат, именно в освобождении себя от нравственных отношений к женщине, с которой входишь в физическое общение.

В повести затрагивается тема содержанства жён мужьями - очень горячая тема для дискуссий и я воздержусь от высказывания своей точки зрения.

Проститутки на короткие сроки - обыкновенно презираемы, проститутки на долгие - уважаемы.

Интересное мнение о правах, вернее, об их отсутствии у женщин, высказывает Позднышев и вывод, как женщины мстят. Мне кажется, что такое мнение до сих пор очень даже считается нормой. Иначе не было бы инста-мастер-классов на темы «как стать красивой и выглядеть сексуально». И огромное количество женщин любят, когда их рассматривают как предмет вожделения, хоть и гипотетического.

«А, вы хотите, чтобы мы были только предмет чувственности, хорошо, мы как предмет чувственности, и поработим вас», - говорят женщины.
Женщины, как царицы, в плену рабства и тяжелого труда держат 0,9 рода человеческого. А все оттого, что их унизили, лишили их равных прав с мужчинами. И вот они мстят действием на нашу чувственность, уловлением нас в свои сети. Да, все от этого. Женщины устроили из себя такое орудие воздействия на чувственность, что мужчина не может спокойно обращаться с женщиной.

Очень болезненная повесть, обнажающая и способная задеть, как мне кажется, очень многих. Вся повесть как натянутая струна, которая вот-вот лопнет от напряжения. О таких произведениях невозможно судить «нравится-не нравится». Оно выворачивает наизнанку, мысли обгоняют друг друга, эмоции не влезают в душу. Перечитывать не хочется, но уверена, что при перечитывании найдутся множество других деталей и придут другие мысли.

---------------------------------------------------------
Открыла для себя очередной подкаст: «Чтение» - Евгений Стаховский читает прекрасные рассказы разных авторов, от Шекли и Брэдбери до современных российских авторов.
Один из них:
Федор Мезрин «Отдел №5»: У кого есть возможность, послушайте. Возможно, я его не правильно интерпретировала. Но впечатлил он меня сильно.

Два рассказа Роберта Шекли:

«Потолкуем малость»

Из всех прослушанных до сих пор номер один для меня. Просто башку сносящий.
О новом методе умных землян захватывать планеты. Там есть заморочка с лингвистикой, которая в конце концов спасает от сделки с землянами, потому что принцип неопределенности Гейзенберга рулит. Буду переслушивать и, наверное, не раз. И прочитаю обязательно.

«Особо старательский»: интересный, но не очень впечатлил.

И останусь дальше с Шекли

Сборник «Гражданин в космосе»

Рассказы перечислю по порядку понравился/не понравился.

«Верный вопрос»: очень хороший рассказ. «Чтобы поставить верный вопрос, надо знать половину ответа на него». И в этом рассказе тоже пристуствуют лингвистические заковырки.

«Счастливчик»: наверное, самый короткий рассказ. Для меня показался самым важным. В нём все очень близко и волнующе.

«Кое что задаром»: хорош! Задаром бывает только бессмертие...чтобы было время заплатить по счетам.

«Вор во времени»: тоже отлично! Про ученого, который изобрел хроногроф и смог путешестовать во времени.

«Ордер на убийство»: тоже неплохой, про идеальную планету, которая хочет, чтобы её признали колонией Земли и поэтому должна суметь показаться похожей на неё, включая недостатки как наличие преступников и тюрем.

«Бухгалтер»: про ребенка, который хочет стать бухгалтером, а пойти по тропинке, приготовленной родителями. Очень интересный рассказ.

«Я и мои шпики»: рассказ о том, что шпики тоже люди и хотят просто жить.

«Безымянная гора»: рассказ о том, что нельзя иметь всё и сразу.

«Билет на планету Транай»: наверное, самый длинный рассказ в сборнике. И единственный, который я слушала два раза, так как в первый раз потеряла нить повествования. Хорош.

«Битва»: не впечатлил или я не поняла глубокого смысла. На поле боя наступила благодать и роботы попадают в рай.

«Руками не трогать» и «Охота»: совсем не впечатлили

Похоже, что я в глубокой юности всё-таки была знакома с Шекли, потому что некоторые рассказы показались знакомыми. Наверняка, он мне тогда не показался настолько интересным, чтобы зачитываться его произведениями.
После ознакомления с его рассказами могу сказать, что возможно что-то прочитаю, но когда-нибудь. И сейчас тоже Шекли не будет стоять у меня на одной полке с писателями, которые близки.

Как у вас началась книжная осень?

аудиокниги, иностранная литература, русская литература, триллер, deutschsprachige literatur, книги, фантастика, немецкие книги, русская классика

Previous post Next post
Up