С творчеством Генри Миллера и его оркестра я познакомилась в начале 90-х годов - старшие товарищи, так сказать, познакомили. Два популярнейших кинофильма, в которых снялся биг-бэнд Гленна Миллера, - "Серенада солнечной долины" (1941) и "Жены оркестрантов" (1942) до сих пор являются моими любимыми и когда у меня плохое настроение, я обязательно включаю на ДВД "Серенаду", и на душе сразу становится светлее. Вообще, сюжет этого фильма прост, и если переложить на наше время, это будет выглядеть так (в двух словах) - приехать в Москву и
выйти замуж. Только в роли Москвы - США, а в роли наивной провинциалки - беженка из Норвегии. Да, совсем забыла - действие происходит во время 2-й мировой войны.
Незамысловатый сюжет - только повод для джазовых интермедий. Этот комичный развлекательный фильм, снятый в мирной Америке в разгар Второй мировой войны в Европе, в 1944 году был показан в Советском Союзе и стал глотком свежего музыкального воздуха для воюющей страны. Сразу же профессиональные и самодеятельные советские эстрадные оркестры начали копировать миллеровские оркестровки, и музыка "Серенады" (особенно "Moonlight Serenade" и "In the Mood") широко звучала в СССР вплоть до 1948 года, когда джаз и оджазированная эстрадная музыка были запрещены в СССР; тогда же запрещено было и употребление в советских СМИ слова "джаз". Спустя некоторое время "Чаттануга Чу-Чу" в исполнении оркестра Гленна Миллера стала своеобразным "гимном" стиляг. Несмотря на то, что миллеровский биг-бэнд продолжает существовать и пользоваться в мире неизменной популярностью, многие в СССР думали, что этот музыкальный коллектив распался после гибели своего руководителя.
Click to view
Олтон Гленн Миллер (англ. Alton Glenn Miller, 29 февраля 1904, Кларинда, Айова - 15 декабря 1944, Ла-Манш) - американский тромбонист, аранжировщик, руководитель одного из лучших свинговых оркестров (конец 1930-х - начало 1940-х годов) - оркестра Гленна Миллера. После вступления США в войну с Японией (декабрь 1941) Гленн Миллер решил записаться добровольцем во флот. Однако он вышел из призывного возраста (ему было 38), и его прошение было отклонено. Тогда он написал в августе 1942 года письмо в министерство обороны, предлагая создать армейский оркестр для работы в войсках, "чтобы, - как он витиевато выразился, - вдохнуть немного энергии в ноги наших марширующих солдат и немного больше радости в их сердца". Предложение Миллера было принято. 27 сентября 1942 года его оркестр дал свой последний концерт в Пассейке, штат Нью-Джерси. Находясь на вершине славы и успеха, Гленн Миллер распустил свой знаменитый бэнд.
В июне 1943 его Армейский оркестр военно-воздушных сил (англ. Glenn Miller Army Air Force Band) в составе 45 музыкантов стал реальностью. В Англии в течение последующих пяти с половиной месяцев биг-бэнд американских ВВС выступал на военных базах союзников и играл на радио Би-би-си. Интенсивность его работы была поразительной. Миллер писал в одном из писем жене, что в течение одного месяца его оркестр 35 раз выступил в войсках и участвовал в 40 радиопрограммах. Любопытно, что биг-бэнд Миллера принимал участие в серии пропагандистских музыкальных радиопередач, предназначавшихся для немецких войск, - джаз был запрещен в нацистской Германии. В Лондоне Миллер чудом избежал гибели. По приезде в британскую столицу его биг-бэнд был расквартирован на Слоун-стрит. Этот район особенно часто подвергался налётам немецких бомбардировщиков и ракет «Фау-1». Опасаясь за жизнь музыкантов, Миллер добился 2 июля 1944 года передислокации своего оркестра в Бедфорд. На следующий день мощная авиабомба разрушила лондонское здание, где до этого размещался оркестр Миллера; при этом погибло 100 человек.
Война приближалась к концу, союзники освободили Париж. Планировалась переброска оркестра Миллера на континент. Майор Гленн Миллер должен был вылететь в Париж, чтобы подготовить там условия для предстоящего рождественского выступления своего оркестра в зале "Олимпия". 15 декабря 1944 года он вылетел во Францию на небольшом одномоторном самолёте "Норсман С-64" с авиабазы "Твинвуд Фарм". Стоял густой туман, даже птицы, как заметил перед отлетом Миллер, опустились на землю. Самолет, в котором он летел, так и не достиг Франции, его след затерялся где-то над Ла-Маншем. Ни тело Миллера, ни остатки его самолета не были найдены.
Фанатичные поклонники миллеровского бэнда не хотели верить в гибель своего кумира. Сразу же возникло множество слухов о загадочной смерти лидера популярнейшего оркестра. По одной версии, Миллер был захвачен в плен немецким отрядом во главе с Отто Скорцени, подвергся пыткам и был забит до смерти. По другой версии, самолёт Гленна был сбит немцами над Ла-Маншем, однако в тот день не наблюдалось вылетов самолетов Люфтваффе. Последней сенсационной версией гибели Миллера стала публикация журналиста Удо Ульфкотта в немецком таблоиде «Бильд» в 1998 году, растиражированная всеми СМИ мира - в том числе и российскими. Немецкий журналист утверждал, что, работая в архиве Пентагона, он наткнулся на несколько секретных документов, из которых явствовало, что Гленн Миллер скончался от сердечного приступа 15 декабря 1944 г. в парижском борделе в объятьях проститутки, и что военное командование решило скрыть постыдную смерть армейского кумира, чтобы не подрывать воинского духа союзных армий. Проверка показала, что всё это было лишь очередной уткой. Наконец, самая невероятная версия - о том, что Юрий Андропов - это якобы выживший после авиакатастрофы Миллер, в пользу которой говорят внешнее сходство, любовь Андропова к джазу и много белых пятен в довоенной биографии последнего.
Впервые достоверная информация о гибели Глена Миллера появилась в апреле 1999 года, когда на лондонском аукционе "Сотбис" был продан бортовой журнал военных лет одного из бомбардировщиков британских ВВС. Его второй пилот Фред Шоу поведал тогда журналистам, что самолет, на котором Гленн Миллер летел во Францию, стал жертвой бомб, сброшенных в Ла-Манш его эскадрильей. В канун нового 2002 года по британскому телевидению был показан документальный фильм под названием "Последний полет Гленна Миллера", в котором Шоу рассказал, как это произошло.
Эскадрилья британских бомбардировщиков возвращалась из Бельгии, где ей не удалось выйти на цель и отбомбиться, - не подоспели истребители прикрытия. Инструкция запрещает посадку бомбардировщиков с грузом бомб, поэтому "ланкастеры" должны были до возвращения на свой аэродром сбросить бомбы в море. Для этой цели в Ла-Манше была выделена специальная зона. Шоу никогда до этого не видел бомбометания, поэтому, когда его самолет достиг этой зоны, он посмотрел вниз и увидел под собой маленький одномоторный "Норсман С-64". Моноплан летел низко над водой и под ним рвались бомбы. «Я тогда ещё сказал нашему пулемётчику, - рассказывает Фред Шоу, - „посмотри, что делается внизу, там самолет“. И он мне ответил: „Да, вижу“… Я видел, как этот самолет вошел в пике и исчез в проливе». Бывший пилот утверждал, что до 1956 года, когда на экраны вышел фильм "История Гленна Миллера" с Джеймсом Стюартом в главной роли, он никак не связывал этот эпизод с Гленном Миллером. На закономерный вопрос, как ему удалось опознать "Норсман" - самолет канадского производства, очень редкий в Англии (несколько "Норсманов" были лишь на американских базах) - Шоу ответил, что проходил летную подготовку в Манитобе, в Канаде, и хорошо знает эти машины.
Click to view
Еще более достоверной сделало эту версию гибели Гленна Миллера участие в фильме историка авиации, сотрудника архива британских ВВС Роя Несбита, который потратил несколько лет на выяснение обстоятельств гибели знаменитого музыканта. По словам Несбита, зона для сброса бомбового груза перед посадкой самолётов британских ВВС находилась примерно в двух милях от воздушного коридора, по которому должны были летать на континент самолёты союзников. У пилота миллеровского самолета не было опыта полетов в густом тумане вслепую, и он вполне мог сбиться с маршрута. Кроме того, известно, что на "Норсманах" не было устройства для борьбы с оледенением, так что пилот самолёта Миллера не мог зимой лететь выше полосы тумана и туч. В такую погоду у него оставалась лишь одна альтернатива - прижиматься как можно ближе к земле (воде). Единственная проблема, которую не удавалось разрешить британскому историку, состояла в том, что время появления британской эскадрильи в зоне бомбометания, согласно ее бортовым журналам, и время возможного появления там самолета Миллера, учитывая время его вылета и скорость, разнятся в один час. «Я долго ломал голову, в чём здесь дело, - рассказывает Рой Несбит, - пока не выяснил, что американские пилоты при расчётах пользовались местным временем, тогда как британские - временем по Гринвичу, а между ними час разницы".
Но талант Миллера был так велик, он настолько "заразил" своим стилем своих музыкантов, что оркестр после его гибели не распался. Из-за невозможности физически представить чрезвычайно популярную музыку Гленна Миллера на всем земном шаре всем желающим - существуют еще три лицензионных оркестра, имеющие право на выступления в странах Старого Света: Glenn Miller Orchestra UK под управлением Рэя Маквея (Ray McVay) - существует с 1985 года, Glenn Miller Orchestra (Scandinavia) под управлением Яна Слотенаса (Jan Slottenas) - получил лицензию 1 июля 2010 года и, наконец, Glenn Miller Orchestra Europe под управлением Вила Салдена (Wil Salden) - существует с 1990 года . В частности, по России и постсоветским странам гастролирует последний коллектив, имеющий исключительное право c 2007 года на данные территории (напоминает тоже популярный коллектив "Ласковый май").
Лично моя версия такая (я вообще романтичная особа с крайне живым воображением). Его забрали инопланетяне, услышавшие его передачи по Би-би-си и решившие, что без его музыки жизнь скучна и однообразна. И погода как раз по заказу - туман. Вот они из тумана вылетели, взяли в силовое поле этот маленький монопланчик - и поминай, как звали. А то, что видел американский летчик - это как раз самолет втягивался в силовое поле инопланетной тарелки. А то обидно как-то: такой человечище - и какая-то банальная бомба...