Шимпанзе приобретают смысл и информацию посредством обучения через инсайт.
Например, Султан, голодный шимпанзе...
Султан, голодный шимпанзе
Он однажды внезапно понял, что он может втыкать палки друг в друга. Или складывать коробки друг на друга, чтобы добраться до фрукта, свисающего на веревке с потолка.
Впоследствии, когда в комнате не оказалось коробок, Султан немедленно затащил профессора Колера (своего хозяина) под фрукт (!) и забрался на него, чтобы получить фрукт.
Это представляет собой значительное увеличение свободы реакции по сравнению с классическим обусловливанием.
Дело в том, что шимпанзе Колера активно участвовал в целенаправленном инструментальном поведении.
А собака Павлова только пассивно различала обусловленность между звонком и едой.
Кроме того, обобщение в классическом обусловливании ограничивается стимулами, которые перцептивно похожи на исходный условный стимул.
А в свою очередь инсайтное обучение обеспечивает немедленный перенос на новые ситуации с перцептивно непохожими стимулами.
Иными словами, Колеру не нужно было выглядеть как коробка, чтобы шимпанзе Султан эффективно использовал его в качестве средства для снятия фрукта с потолка.