КАК "ЧЕШУЙКИ" ЧЕКАНИЛИ

Apr 29, 2023 15:41

Чеканщик - почетная профессия на древнем монетном дворе. Из-под его сильной, натренированной руки выходили деньги, от которых зависело политическое и экономическое благополучие каждого княжества. Часто именно этот мастер определял характер изображения на монете, чутко реагируя на события в княжестве и за его пределами. Чеканщик с помощью клиньев закреплял на верстаке-наковальне "исподник" - нижний штемпель (металлический стержень с негативным изображением одной стороны будущей монеты). На его торец ложилась серебряная заготовка, ее прижимал "вершник" - верхний штемпель. После удара молотком пластинка получала на одной стороне изображение, на другой - надпись. Монета готова.
Так на Руси чеканили сотни, тысячи, десятки тысяч самых разнообразных монет. На некоторых из них изображена даже работа чеканщика: человек сидит за наковальней и держит в руках молоток.
Тем же способом чеканил свою монету князь Дмитрий Иванович Донской и его потомки - московские князья. Обильной и разнообразной была чеканка уделов и отдельных городов Московского Великого княжества. Среди них Серпухов, Углич, Галич, Можайск, Дмитров, Коломна. Чуть позже, в 20-х гг. XV в., решились на собственную чеканку Новгород и Псков. Во второй половине ХV в. начали чеканить собственную монету Суздальское и Нижегородское княжества. Свои денги выпускало Тверское княжество. Знаем мы монеты Рязанского, Ярославского и Ростовского княжеств. Лишь при Иване III было окончательно запрещено "денги делать по уделам", но метод их изготовления оставался практически без изменений вплоть до денежной реформы Петра I.
а - слиток серебра,
б- раскатка на проволоку и рубка, в - плющение,
г - штемпели для ручной чеканки,
д- готовые монеты "чешуйки"
Из-под штемпелей чеканщика выходили неровные, похожие на рыбью чешую монетки. Сегодня историки и собиратели так их и называют - "чешуйки". В западноевропейской нумизматической литературе используется другой термин - "капельные" (похожие на каплю) или "проволочные" монеты. Никто не может сейчас ответить на вопрос: почему же русские мастера, знавшие опыт киевских мастеров по изготовлению монет, ведавшие о западных денариях, которые имели достаточно высокое качество чеканки, взяли на вооружение такой примитивный способ производства? Была в "чешуйках" какая-то небрежность, ведь заготовки, как правило, не соответствовали штемпелю по размеру и форме. Поэтому иногда часть рисунка или надписи оставалась за пределами монеты.
Но есть в этих русских уродцах и своя прелесть. Сколько простора воображению, чего только не представишь себе, рассматривая причудливые рельефные фигурки! Русские мастера искали вдохновение в узорах народных промыслов, в летописях, библейских сюжетах, в любимых образах преданий и легенд.
Вот перед нами изображение дракона - страшного, с хвостом, длинной шеей, открытой пастью. А вот летящая птица, может, голубь, а может, и орел. Здесь - кентавр, а там - Самсон со львом. Много всевозможных двуногих существ с хвостами и рогами, вполне в духе народных представлений о чертях. На владимирской "чешуйке" эмблема города - барс. Вот целая картина: всадник на лошади с птицей в руках. Возможно, это сокол, а значит, здесь сцена соколиной охоты. Встречаются погрудные изображения воина. Вот два человека с кинжалами друг против друга - это противоборство. Интересна сцена на новгородских монетах, толкование которой до сих пор вызывает споры. Здесь, скорее всего, следует видеть поклонение новгородцев Святой Софии - покровительнице Новгородской республики и божества главного местного храма. Ведь и на монетах другой республики, далекой заморской Венеции, также веками изображался ее патрон - Святой Марк.
Есть на "чешуйках" надписи, свидетельствующие о взаимоотношениях между князьями. Так, московский князь считался главой целого дома и назывался Великим. Его родственники, владевшие более мелкими княжествами, которые входили в состав московского, назывались малыми, молодшими или удельными князьями. Об этой иерархии можем прочитать, например, в духовной Ивана Калиты.
Содержание монет метко отражало все оттенки взаимоотношений великих и малых князей. Здесь было важно все: написано ли имя князя полностью, с отчеством или без него, сокращено или обозначено только первыми буквами. Ту же цель - определить место того или иного князя в иерархии - преследуют и так называемые "двухименные" монеты, которые появляются при московском князе Василии II Темном.
Чтобы отразить меж княжеские отношения, мастера использовали не только надписи, но и изображения. Тут вспоминается совсем занятная история, связанная с короной, которая изображалась на ростовских монетах XIV-XV вв. Этот головной убор явно не подходит русским князьям. В миниатюрах и на иконах корона - всегда признак царя, у князей же - шапка. И вот на ростовской монете - князь на троне с короной и мечом. Корона здесь - знак старшинства. Ведь у ростовских монет каждая сторона имела своего "хозяина", и на монетном поле необходимо было отразить тот ранг, который тому или иному князю соответствовал. Изобразительных средств и места на монете было явно недостаточно, а корона, будучи символом высокого престижа, помогла решить эту задачу.
Иногда "чешуйки" предостерегали от необдуманных поступков или преступлений. Скажем, надпись на одной из ранних тверских монет гласила: "Сторожа (т. е. острастка. - Примеч. авт.) на безумна человека". С ней как бы перекликается необычный призыв, помещенный на московской денге Василия Темного: "Оставите безумие и живы будете". Считается, что обе надписи адресованы... фальшивомонетчикам - неизменным участникам любой истории, связанной с деньгами.

чешуйки, из книг, Россия

Previous post Next post
Up