Менее, чем через час после прибытия в Ижевск, я оказался в Бураново. Без особых проблем на двух машинах доехал
автостопом до села.
Первый день путешествия по южной Удмуртии только начинался.
Местное время - (МСК+1, UTC+4) - 09:57. Вид на село с дороги Ижевск-Киясово.
Окраина Бураново.
Движение по дороге Ижевск-Киясово.
Местный пейзаж вдоль дороги.
Сворачиваю с трассы и иду в село.
Центр села.
Все очень ухожено, чисто, но безлюдно, пока безлюдно.
А вот и церковь Святой Троицы, который был построен силами Бурановских бабушек.
Подхожу к храму, но внутрь зайти не могу. Закрыто! Непорядок.
К счастью, через пару минут меня заметила женщина, которая является сотрудницей храма.
У нее спрашиваю разрешения пофотографировать. Разрешила!
Иконостас.
Иконы святых и свеча, поставленная мной.
Снова иконы.
Спрашиваю, как поживают Бурановские бабушки?
- Не Бурановские бабушки, а теперь уже Бабушки из Буранова, - ответила она. - Сейчас коллектив называется так. Хотите их увидеть? Сейчас позвоню в дом культуры, если Ольга Николаевна Туктарева (худ. руководитель, самая младшая из участниц) на работе, то сможете зайти в наш дом культуры.
Позвонила в ДК, но сказали, что Туктаревой нет на месте, она уехала по работе в райцентр Малую Пургу.
Сотрудница храма задала мне вопрос, откуда я?
Рассказываю о себе, что родом из Кировской области, зовут Андрей, сейчас проживаю в Кирове. В свободное от работы время путешествую и семь лет целенаправленно езжу по Удмуртии, что сейчас поставил цель побывать в южных районах республики.
Она предложила мне попить чаю, и мы пошли в трапезную (соседнее рядом здание).
Сижу пью чай, вдруг сюда зашла женщина пожилого возраста.
- Вот, Андрей, знакомься, это участница ансамбля бабушек.
- Здравствуйте! - говорю я, - а к вам как обращаться?
- Граня! Граня Ивановна, - ответила женщина.
Началась наша беседа.
Между ними речь была частично на удмуртском языке.
- На выходных? - спросила сотрудница храма бабушку.
- Да вот пару дней дали отдохнуть. Приехали недавно из Татарстана, выступали на местном фестивале, а скоро поедем в Ижевск выступать.
Граня Ивановна рассказала, что в 2014 г. закончился их контракт с домом Людмилы Зыкиной, коим принадлежат авторские права на песни, и после его истечения сменился состав, а бабушкам пришлось сменить название. Про этот случай лишний
раз старается не вспоминать. Слишком нехорошая была ситуация.
- Главное, что мы построили церковь, - продолжила она. - Все гонарары мы пожертвовали на храм. Он хоть и небольшой, но места хватает. Бывает, что к нам на службу приезжают люди из других населенных пунктов, и периодически там не бывает свободного места. Строительство шло поэтапно, иногда оно прекращалось из-за нехватки денег, но в 2015 г. торжественно состоялась первая служба. Затем от бабушки услышал рассказ о том, как она начинала петь.
- Это было в конце 60х-начале 70х годов, я всю жизнь работала на стройке, и вот мы были на строительстве одного из
многоэтажных домов в Ижевске, и в обеденный перерыв пели. Так на работе начиналась любовь к песне.
Граня Ивановна мне оставила автограф в книге "Здравствуй Удмуртия", купленная мной в Ижевске два года назад.
Через полчаса мы пошли дальше.
Ул. Школьная. Мы с Граней Ивановной остановились у стадиона.
- В этом месте раньше находилась Свято-Троицкая церковь, - рассказала она.
По пути к Дому культуры на одном из зданий увидел вот такое фото. Село в Советское время.
Подошли к Дому культуры.
Граня Ивановна Байсарова.
Стоит отдать должное Гране Ивановне за то, что познакомила меня с директором местного ДК Татьяной Анатольевной, которая мне показала музей Бурановских бабушек.
Итак, поехали!
Разные экспонаты музея.
Картина. Ее писал какой-то заключенный в исправительной колонии.
Вымпелы и сувениры.
Разные грамоты.
Сертификаты.
Фото одного из священнослужителей храма.
Кирпич от старого храма.
Магнитики с символикой мест, где они выступали.
Книги, связанные с фино-угорской тематикой.
Старинные орудия труда.
Вышитая карта села.
Вымпел.
Народная фраза.
- У вас в селе удмуртская речь хорошо сохранилась? - спросил у Татьяны Анатольевны.
- Да, Бураново считается одним из мест, где родной язык хорошо сохранился и развит, - сказал она в ответ.
- Сам по-удмуртски знаю несколько слов, - продолжаю я.
- А мы вас за кавказца приняли, - с улыбкой ответила директор ДК.
- Эх! - рассмеявшись, отвечаю, - не вы одни так думаете.
Если честно, то меня неоднократно во время путешествий принимали за кавказца, да и сейчас в шутку многие так называют.
Открытки.
Народные промыслы.
Музей пусть и небольшой, но богатый экспонатами. Оказавшись здесь, погружаешься в культуру не только села и
тематику, связанную с Бурановскими Бабушками, но и в культуру Удмуртии.
После музея мне показали концертный зал в клубе.
Напоследок мне хотелось еще раз поблагодарить Граню Ивановну за экскурсию по селу, но когда мы вышли из музея,
то она уже ушла домой. Перед уходом благодарю Татьяну Анатольевну за экскурсию по музею и Дому культуры.
- Куда дальше поедете? - напоследок спросила она меня.
- В Киясово, затем в Сарапул, а там как по времени пойдет.
Телега.
Территория у ДК.
Бурановский сельский ДК.
Село мне понравилось, хочется остаться еще на час, но время не ждет. Пора возвращаться на трассу и двигаться в Киясово.
Местное время - 11:57. Вид на Бураново.
Иду обратно на трассу.
Карта села.
Развилка. Мне налево.
Через несколько минут я застопил машину и уехал дальше.