Во время прошлогоднего летнего отпуска несколько драгоценных дней я провел в Удмуртии, и, пожалуй,начну рассказать подробно об этой экспедиции. С 30 июля по 2 августа была совершена очередная экспедиция в любимой мной регион.
Киров-Ижевск-Пирогово-Большая Докья-Вавож-Ува-Сюмси-Ува-Ижевск-Агрыз-Ижевск-Балезино-Глазов-Киров.
30 июля ночью выехал традиционно Кисловодским поездом из Кирова. Семь с половиной часов в пути. Ехал в вагоне на нижней боковушке. Все места были заняты. Конец июля, все едут отдыхать!
Click to view
По пути заснял перегон Пастухово-Кекоран.
08:02 - Ижевский вокзал.
-Андрюха, с приездом тебя! - сказал радостно Иван - Сейчас проедем на электричке одну остановку, оттуда дойдем
пешком до п. Пирогово и там будем ловить машины, чтоб проехать по западу нашей Удмуртии!
Идем на электричку. Полностью забитые четыре вагона, но нам ехать пару километров.
Электричка ЭД9М-1015/1014 сообщением № 6371/6379 Ижевск-Вятские Поляны отправялется с Остановочной
платформы 31 километр.
Мы пошли на трассу.
Погода в этот день была отличной, осадков тоже не было, в этом плане очень повезло.
Окрестности Ижевска.
Пирогово. Территориально этот поселок уже не входит в черту столицы Удмуртии, а является населенным пунктом
Завьяловского района.
Разыилка. Казань, Набережные Челны - прямо.
Вавож, Ува - направо.
Коттеджи.
Вид в сторону развилки на Ижевск и Казань.
Начало дороги Ижевск-Нылга-Вавож. Здесь мы начали стопить машины.
Первые минут 20 никто не остановился, решили разделиться и держать связь. Мне повезло возможно, больше, чем Ване.
- Здравствуйте! Можете подвезти в сторону Увы?
- Садись, - ответил водитель - Сумки бросай назад на сиденье.
- Меня Андрей зовут, я из Кирова, путешественник. По Удмуртии путешествую пять лет, из-за юбилейной даты решили с другом поехать автостопом по западной части республики.
-Больно уж дорога хорошая здесь, одно удовольствие по таким ехать.
- Ее ремонтировали в прошлом году, - продолжает водитель. Я сам в Водзимонье еду забрать сына, меня Дмитрий зовут.
Он у меня хоккеист, отдыхает у бабушки, а так все в разъездах, вот скоро у него снова соревнования.
- У вас в области Белых посадили? - продолжает Дмитрий.
- Да! Но он не самый плохой был человек, при нем по крайней мере дороги стали намного лучше. Даже известную дорогу
Киров-Глазов (участок от Фаленок до границы Удмуртии) начали при нем строить.
В с. Нылга мы проехали развилку на Можгу и Уву.
- Андрей, я тебя довезу до Вавожа, тебе будет проще оттуда уехать, и село посмотришь, а ты знаешь, что местные жители Нылги и Вавожа Можгу называют Москвой?
- Нет, отвечаю я.
- Москва потому что, от этих сел ехать туда ближе в два раза ближе, чем в Ижевск. Да и жители вышеназванных мест ездят
туда за продуктами и другими товарами, а те, кто занимаются фермерским хозяйством сбывают там свою продукцию, ведь
там проще с этим да и конкуренции меньше, чем в нашей столице Удмуртии.
Мы остановились у д. Большая Докья.
Вид в сторону Ижевска.
Чем же известно это место? Здесь родился и жил местный поэт Удмуртии Кузебай Герд (настоящее имя Кузьма Чайников).
На месте стеллы раньше располагался дом, где он родился и жил.
Сама деревня. Здесь проживало в 2008 г. 12 человек.
Подъезжаем к Вавожу, тут Дмитрий говорит:
- Я остановлюсь, иди фотографируй окраину села, вижу ведь, что тебе интересно все это.
Панорама с. Вавож. Фото 1.
Фото 2.
Более крупным планом.
Дмитрий высадил меня в центре села напротив церкви. Пожелали друг другу удачи.
Вавож - старинное село. Основано примерно в 18 веке, население примерно 5000 человек.
Расположено в 95 км. от Ижевска.
Осматриваю быстро центр села.
Церковь Николая Чудотворца - главная достопримечательность. Построен примерно между 1821 и 1884 гг.
Районная почта.
ул. Интернациональная.
ул. Советская. Мне прямо.
Вавож - довольно большое село, до его окраины я шел около часа.
Местная каланча пожарной части.
В этих местах пытался застопить машину, но безрезультатно. Точнее предлагал какой-то водитель кавказского
происхождения ехать за деньги, но в ответ я отказался.
Поразило состояние дороги.
Красивые здесь пейзажи. Фото 1.
Фото 2.
Продолжение улицы Советской.
-Вот оно счастье! Думаю про себя. Путешествия для меня это то, ради чего стоит жить! Наконец-то
выбрался из Кирова в глубинку соседней Удмуртии, душа радуется этому, когда отдыхаешь от города, повседневной
рутины.
Закончилась наконец-то улица Советская.
Я вышел на окраину Вавожа.
Теперь мне нужно добраться до Увы.
Крест и указатель.
Пейзаж.
В этом месте я удачно застопил машину.
-Здравствуйте, можете до Увы подвезти?
- Садись!
-Снова стандартное приветствие и рассказ о себе.
-Я еду в Увинский санаторий, рассказал водитель. Сам с Нижнекамска, а родился в Туле. Давно на малой родине не был, путешествовать хорошо.
В ответ рассказываю, что из Кирова. Интересуюсь Удмуртии,и уже на тот момент стаж моих путешествий составлял 5 лет
и в преддверии юбилейной даты мы с другом устроили очередное путешествие.
Полчаса пролетели незаметно, мы были в Уве.
Развилка.
Звоню Ване, договариваемся встретиться у переезда и двигаться дальше.
Иду к месту назначения.
Переезд.
Перегон Камкож-Ува-1 в четном направлении.
Нечетное направление перегона Ува-1-Какмож. Накат на рельсах слабенький есть.
Через несколько минут пришел Ваня.
-Андрюха! Пока ты был в Вавоже тут такое было, - рассказал он. Добрался я на станцию Ува-1. Смотрю, на станции стоит тепловоз 2М62У с грузовыми вагонами, бригада внутри. Сфотографировал локомотив, подошел поинтересоваться у машиниста как обстоит ситуация с движением на Сюрек? На Кильмезь давно все умерло. Грузовые поезда ходят только до станции Сюрек, что в 60 километрах от Увы. По словам машиниста, все, что дальше Увы - формально подъездной путь. Железную дорогу выкупил (или арендовал) частник, то бишь Сюрекский ЛПХ. Составы прибывают не каждый день, раз в 2-3 - в зависимости от лесозаготовок. По личным наблюдениям длина поезда не превышает 10-15 вагонов. Ограничение скорости - 25 км/ч, однако на некоторых участках лимит не соблюдается. Помимо Сюрекского ЛПХ, железная дорога обслуживает ЛПХ в селе Какмож Вавожского района республики (станция Кокмож). Тепловозы обслуживаются увинскими бригадами.
В общем-то от машиниста я узнал только периодичность курсирования поездов и максимальную скорость на линии.
Грузовой на Уву из Ижевска идет рано утром (в чем лично убедился), а на Ижевск вечером.
Нам пора двигаться дальше.
Мы пошли в сторону развилки на Селты и Сюмси.
- Сейчас идем на развилку, оттуда поедем в Сюмси, - продолжил Иван. Там по времени решим, нам желательно бы в
Кильмезь попасть, был бы хорошо добраться на эту заброшенную тупиковую станцию, но это уже как по времени будет,
ну и в Селты еще нужно на обратном пути заскочить.
Автор.
Иван.
п. Ува.
Молокозавод.
Впереди развилка. Почти пришли.
Водонапорные башни.
Окраина Увы.
Нам налево.
-Эх, успеть бы попасть в Сюмси, Кильмезь и Селты - говорю я Ване. Тогда будет просто отличный трип.
Местный торговый центр. Здесь мы застопили микроавтобус, на котором ехала молодая пара. Без проблем доехали до нашего пункта назначения. 40 километров по полям и лесам Удмуртии тянулась асфальтированная дорога, мы были рады были ехать в не столь далекие Сюмсинские края. На душе полный позитив и радость.
- Жизнь прекрасна, друг, - говорю я Ивану - она полна неожиданностей и приключений. Уже считай сегодня
выстрелил в трех зайцев - Вавож, Уву и сейчас в Сюмси.
Через 30-40 минут мы были в Сюмсях. Вышли у автовокзала.
Схема моего автостопного маршрута.
О том, как мы погуляли и познакомились с Сюмсями я расскажу в следующей части.