Уже третий год подряд я имею традицию ездить фотографировать в п. Балезино и г. Глазов в начале года а именно в январе или феврале. В этот раз маршрут немного изменился, поскольку он был спланирован за месяц до экспедиции совместно с лучшим другом из Глазова. О чем далее расскажу подробно
18 января как обычно выезжаю на скором поезде 070 Чита - Москва. За три часа добираюсь до северной столицы Удмуртии.
Утро на станции Глазов. Примерно 08:42 Слева поезд №71 Екатеринбург-Санкт-Петербург он же "Демидовский экспресс" и ЧС4Т с поездом № 070 Москва-Чита
Сначала идем к Никите домой,где позавтракав решили поехать на территорию завода Химмаш,который расположен в западной части города
До пункта назначения решили ехать на автобусе,так как завод и его окружение расположен на другом конце города, а сегодня нам предстоит сделать многое
Минут за 15-20 на автобусе добираемся до Химмаша
Одно из зданий завода.
Здание пожарной части
От завода направляемся на север,где сегодня предстоит мне знакомство с руинами одного из бывших городских предприятий
За Химмашем находятся руины разных зданий
А это одна из главных достопримечательностей города - труба бывшей ТЭЦ-2, но сегодня она нам не по пути,поэтому с ней знакомство состоится не раньше весны или лета...
Вдали остатки некогда крупнейшего мясокомбината в Глазове и возможно в Удмуртии...
В этом году Глазовскому мясокомбинату исполнился бы 71 год. Созданный в 1943 году он стал объектом особого значения отправляя в госпитали и на фронт по три тонны мяса в день.
Это был вклад маленького предприятия в большую победу в Великой Отечественной войне. Не только в военные, но и в мирные годы героически трудились на комбинате люди.
Мясокомбинат создавался на пустом месте. Еще в 1921 году на берегу реки Чепцы за ликеро-водочным заводом открылась частная скотобойня Ивана Чеснокова. Была еще одна скотобойня
семьи Щепочкиных.
А в 1932 году начала работать скотобойня на улице Сибирской. Здесь производили пять видов колбас, за смену - по 650-900 килограммов. В ноябре 1939 года скотобойня и мелкое кустарное производство колбас объединились в одно производство, во главе которого был Афанасий Павлович Чухланцев. В 1943 году на базе этого производства и был создан Глазовский мясокомбинат.
Скот доставлялся из северных районов Удмуртии. Зимой мясо хранили в чанах и штабелях, замораживали засыпав снегом.
Весной и летом солили,а чтобы мясо не портилось, старались как можно быстрее приготовить из него колбасу.
Госкомитет обороны предписал мясокомбинату отправлять до трех тонн мяса в день на фронт, и этой работой в основном занимались женщины.
После окнчания войны предприятие начинает постепенно укреплять свою базу. С 1949 года расширяются цеха. В 50-е годы заметно улучшилась финансово-хозяйственная деятельность.
В 1951 году на мясокомбинате началось строительство колбасного цеха. Были отремонтированы цеха и скотозагоны. В 1960 году оборудовали участок по выпуску пирожков из ливера.
Стоили эти пирожки пять копеек,и пользовались большим спросом у глазовчан.
К 70-м годам комбинат стал одним из мощнейших предприятий пищевой промышленности Удмуртской республики и СССР. Он
выпускал до 19 тонн мяса в смену, 2 тонны колбасных изделий и тонну пельменей. Холодильник объемом до 500 тонн никогда не был пустым.
Производство сырья увеличилоь, возросли санитарно-технические требования, а здания комбината были в ветхом состоянии. Поэтому было принято решение о начале строительтва нового комбината.
Большую помощь оказали генеральный директор Удмуртмясопрома В.А. Кузнецов, первый секретарь горкома партии Ю.И. Макаров, председатель горисполкома А.И. Мусихин. В 1973 году деньги на строительство выделили. Подготовили площадки для строительства, стали завозить оборудование. Курировал строительство Олег Борисович Костров, главный инженер Глазовской строительной организации ЧУС. При каждой встрече шутил:
- Ну, что, партия, построим комбинат?
Сегодняшним производителям колбасной продукции и копченостей поучиться бы у специалистов прежнего Глазовского мясокмбината,но, увы, такого предприятия больше нет.
В конце 80-х - наале 90-х мясокомбинат начал приходить в упадок. В 1991 году его преобразовали в ТОО "Ювенту", в 1996 году - в ОАО "Ювенту". Но не эти преобразования, ни выпуск новых сортов колбас, экспорт шкур,рогов, копыт в Германию не спасли комбинат. В связи с банкротством в 2002 году "Ювента" перешла к АПК "Сайгас", и сегодня того предприятия больше нет
А здание мясокомбината, стены которого нещадно рушит время, до сих пор сиротливо стоит на окраине города.
Остатки здания разбирают по кирпичам,даже при нас было слышно,как изнутри добывали кирпичи
Итак покинем здание бывшего мясокомбината и направимся к железной дороге. Время было примерно 11:35 а это значит,что скоро пойдет электричка из Кирова, а ее надо снять
Нечетное направление(в строну Кирова)
Четное направление (впереди станция)
Время подходило к 11:40 а в это время пролетела электричка из Кирова
Click to view
Видеоролик. Приятно что попалась приветливая локомотивная бригада. Автор данного видео Никита Марьин и оно опубликовано с его согласия как и остальные два видео
Перейдя железную дорогу мы оказались на территории микрорайона Сыга,где проходит лыжня
Вдоль которой отлично смотрятся зимние березы
Многие жители города любят здесь кататься на лыжах
Вернемся на железную дорогу
Вдали раздавался гудок
Электровоз ВЛ80С-1034(СМЕ) с тяжеловесным наливным составом
Click to view
На этом распрощаемся со стальной магистралью, а затем возвращаемся на автобусную остановку к заводу Химмаш. Время уже было за 12 часов,а нам нужно сегодня успеть приехать в Балезино к 14-15 чтоб снять электричку,которая пойдет на Пермь. Едем к Никите домой.
Пока готовили обед я снял момент, как Юрий Серафимович(дедушка Никиты) находится за творческой работой
Пообедав, пулей бежим на автовокзал,где нам подвернулась удача, удалось уехать с таксистом на микроавтобусе. Стоимость почти такая же как на простом пазике(80 рублей,а на автобусе 75), но по времени быстрее намного. Впервые удалось проехать по автодороге не через д. Кестым,а по трассе Р-321
Мы вышли у церкви,а оттуда бегом на железку
Храм Казанской иконы Божьей матери
У птола быстро снимаю электровоз ВЛ11-489/488Б который во время фотографирования заправляли песком
Перейдя пути, вдали к нам приближалась электричка,которая была одной из главных целей поездки на станцию.
ЭД4М-0221(приписка ТЧ-2 Пермь-пассажирская) сообщением 6064/6010 Балезино-Пермь 2
Click to view
Небольшой видеоролик
От нас на Пермь убежала последняя электричка...
Сняв электричку,мы пошли в восточный парк станции но не тут-то оно было.
-Стойте, раздался голос сзади нас. Для чего снимаем?
-Мы любители железных дорог,сказали мы хором. Снимаем для личных целей и у нас собой есть копия разрешения на съемку,содержание которой не запрещает снимать для личных целей.
Тем более, продолжаю я электровоз ВЛ11 и электропоезд ЭД4М,которые мы только что сняли работают на напряжении постоянного тока, а у нас ток переменный.
-Верно,сказал сотрудник кивая головой,подавая знак что говорю правильно. А вы ребята не местные что ли?
-Да отвечаем мы, и с улыбкой сотрудник махнул рукой мол делайте что хотите,но это лишь была первая ступень вылазки по станции
Идем дальше. Как обычно за территорией пункта технического обслуживания локомотивов на боковом пути стоит тепловоз 3ТЭ10,который приписан в ТЧ-15 Агрыз,Республики Татарстан
Слева от 3ТЭ10 находится пассажирский тепловоз ТЭП70БС
Через пару минут раздался гудок,А в это время поехал на восток электровоз 2ЭС10,который приписан в ТЧ-17 Пермь-сортировочная
3ТЭ10 и 2ЭС10 более крупным планом
Лянгасовские электровозы ВЛ80 и Смычкинские (Нижнетагильские) ВЛ11
В Восточный парк нам придется идти по противоположной стороне, а значит придется переходить через пути
Переходя через стальные пути удалось снять довольно хороший кадр
У поста находились электровоз постоянного тока ВЛ11М-231,который является гостем из Нижнего Тагила,так как он там приписан в ТЧ-1 Смычка, и наш "Лянгасовский" ВЛ60К-2528 из ТЧ-9
Никита
Пришлось ползти по снегу,так как тропу замело. Летом тут не пройти,так как на этих местах частично расположено болото...
Проползли по снегу метров примерно 50-100, выходим на железку,и идем прямо. У одного из грузовых составов я подошел к сотруднику и спросил как пройти к нужному место,он направил нас прямо по тропе,которая шла вдоль путей.
Метров через 400-500 у будки путейцев,как и прошлый раз мы грубо говоря спалились.
- Куда идете? - спросил нас путеец,который вышел из будки
- Мы в Восточный парк идем фотографировать железную дорогу и с собой есть разрешение на съемку - ответил я
- Хм, нашли че там снимать - буркнул железнодорожник
- А я все переснимал - продолжил я
Ближе к концу станции проехал 2ЭС10
Сняв десятку мы пошли дальше, и через несколько метров уже дошли до конца станции
Прямо маневровая вытяжка, а направо съезд на главные пути
Впереди раздавались гудки
А навстречу проехал ВЛ11-094 причем он приписан в ТЧ-5 Екатеринбург-сортировочный
Последнее фото с окраины станции, затем мы направились обратно
Развитие транспортного коридора Европа-Азия и Север-Юг является одним из основных приоритетов в стратегии развития Российских железных дорог.
Если посмотреть на карту электрифицированных железных дорог,то по ней видно что от Мурманска через станции Обозерская,Вологда,Буй и до Балезино идет единая сеть переменного тока
25кВ. Это все хорошо,так как удобно доставлять грузы в порт Мурманск обходя Санкт-Петербург. Но для развития данного коридора необходимо увеличивать полигон. Для этого необходимо
электрифицировать новые линии,а также переводить сеть с постоянного тока на переменный, что экономически актуально и целесообразно, о чем я многократно упоминал и писал раннее.
Но отойдем от темы электрификации и вернемся к экспедиции.
Электровоз ЭП2К приписки ТЧ-3 Барабинск,Новосибирская область,Западно-сибирская жд с пассажирским поездом покидает пределы станции
На обратном пути из здания диспетчерской вышла сотрудница и опять же спросила мол кто мы такие, хотелось мне достать разрешение на съемку, но Никита опередил меня и сказал,что мы являемся студентами железнодорожниками, хотя на самом деле правда только на половину.
Через несколько минут доходим то той злополучной будки, где этот приставучий путеец попросил разрешение на съемку на железнодорожных станциях. Пришлось его доставать и ему все
объяснять да показывать. Но дяденька оказался спокойным,только на будущее сказал,что если будете мол фотографировать надевайте оранжевые жилетки
Идем обратно на станцию
Метров за 50 перед ПТОЛом из-за какого то здания выбегает ВОХРовец. Только он оказался не вредным на удивление сотрудником.
- Вы с электровоза? - спросил он нас
- Да,мы студенты железнодорожного вуза - ответил Никита, у нас каникулы вот и решили поездить да и я к тому же здесь практику проходил продолжил он.
Больше сотруднику ВОХРа нечего было сказать и мы пошли дальше
Быстрым темпом шли обратно,думаю что не успеем на электричку. Успели, даже пришли за 10 минут да ее отправления
Единственный минус, что меня огорчило это отсутствие электровозов постоянного тока ЧС2, которых остается все меньше и меньше. В ближайшие несколько лет они все будут списаны, поэтому любые фотографии,которые я снял за два года являются очень ценными...
Я на паровозе,который был установлен в память о строительстве железной дороги Ижевск-Пибаньшур
Электропоезд ЭР9ПК-298 поедет в Яр в предпоследний рейс
Почему предпоследний? Потому что с 20 января было принято решение отменить электрички от Балезино до Яра, а вместо этого восстановить прямое сообщение между Кировом и Глазовом. Из Кирова пустили четыре рейса,а обратно три.
В вагоне находилось не более 10 пассажиров.
Минут за 35-40 приехали в Глазов,а здесь как всегда электричка забивается почти полностью,так как все едут в основном в Яр, а меньшая часть в Кожиль (Дзякино) и в Кировскую область
К вечеру резко похолодало, и поэтому с вокзала поехали домой на автобусе. На сегодня все. Первый день экспедиции подошел к концу