Менгиры - каменные изваяния, возле которых пять-четыре тысячи лет назад совершались жертвоприношения, культовые обряды и другие церемониальные действия. Менгиры привлекали и привлекают внимание сказителей, знатоков и исполнителей фольклора. Так, в сказании "Аи Хучин” сказано: "Поднявшись на высокий каменный хребет с подножия кривого менгира, он смотрел вдаль, когда же он разглядел, то обнаружил, что медный менгир является пуповиной земли”.
По-видимому, хакасы считали места, где ставили менгиры, священными и необычными. В сказании "Хан Кичигей” сообщается, что у истока светлокаменной речки стоит белый камень (ах тас), который должны поднять проезжающие здесь богатыри; многие из них, не сумев поднять белого камня, погибали. Однако богатырь прежде чем поднять его, верхом на коне объехал этот камень три раза.
Сказание о трех церемониальных кругах вокруг белого камня согласуется с сообщениями первого ученого-путешественника, побывавшего в Хакасии и Сибири, Д.Г. Мессершмидта. Он в своем дневнике 18 августа 1722 года отметил, что "после часа езды, совсем недалеко от этих могильных захоронений, я добрался наконец до широко известной среди этих народов статуи Хуртуях, расположенной в холмистой степи.
Хуртуях высечена из серого песчаника и вкопана в землю наклонно. Сзади можно было видеть подвешенные толстые, сплетенные из волос косы, в том виде, как их носят калмыкские и татарские женщины...
Татары-язычники из Есь Бельтыра, предоставившие мне лошадей, оказывали большой почет этой старухе; каждый из них трижды объезжал вокруг нее... подкладывали еду в траву поближе к пьедесталу с тем, чтобы та могла воспользоваться едой в соответствии со своим аппетитом”.
Далее он отмечает, что статуя почитается среди коренного населения, в дар ей приносят речную гальку, мажут ее рот маслом, жиром, молоком и просят о здоровье. Молодые женщины лечатся от бесплодия.
Проведение подобных языческих обрядов зарактерно для многих народов - к Белорусскому камню "Дед” (экспонат музея валунов в Минске) еще полтора столетия назад шли люди, ища помощи в беде. Каменному "Деду” преподносили мед, молоко, вино - выливали на макушку валуна. Когда женщина серьезно болела, она на 33 дня надевала на валун передник. Другим примером могут служить знаменитые валуны "Демьян” и "Марья”, находящиеся на окраине села Пережир Минской области. Считалось, что они обладают чудодейственной силой, способной исцелять паралитиков, хромых, глухих. Валунам везли богатые пожертвования: лен, шерсть, хлеб, поросят, телят, овец, деньги. Считалось, что результат будет благоприятным, если совершать паломничество к камням в определенное время. Подобный ритуал идентичен обряду, проводимому хакасами у менгира Хуртуях.
Церковь по большей части терпимо относилась к обычаям жителей. Более того, у самых знаменитых валунов ставили кресты, часовни, возводили храмы. Люди молились, просили камень избавить от беды и болезней. К камню ходили и в языческий праздник Ивана Купалы, и на христианские Троицу и Пасху.
Интересно,что самый большой известный менгир стоял во Франции. Сейчас от упал и раскололся на три части. Высота менгира была более 20 метров.
В пределах Хакасии назодится множество мест стоянок менгиров - на территориях Усть-Абаканского, Аскизского и Боградского районов, которые относятся учеными к так называемой Окуневской культуре (1-й половины 2-го тыс. до н. э) эпохи бронзы.
Самые известные из них - Улуг Хуртуях тас на 134-м километре трассы Абакан - Абаза в Аскизском районе, Большие ворота в Усть-Абаканском районе в двух километрах к северо-востоку от Большого Салбыкского кургана, территория Малого дворца древнехакасского государства на 34-м километре трассы Абакан - Аскиз.
Стоянки каменных изваяний находятся под охраной государства и состоят в ведении краеведческих музеев.
Click to view