Не надо нас строить!

Feb 09, 2015 11:33

Продолжаю интересную тему конфликтов. Рассказываю ситуацию, а вы уж сами решайте, конфликт это или нет. И что делать.

В спортивных маршрутах, особенно высших категорий, конфликтов не бывает. Дело в том, что там есть только одно мнение, это мнение руководителя, а все участники с ним просто соглашаются, потому что дисциплина превыше всего. Наверное, вы уже знаете, что в таких походах действуют всего два правила:
1. Начальник всегда прав.
2. Если начальник неправ, смотри пункт 1.
Но совсем другое дело - походы неспортивные, когда собираются вместе случайные люди. Тут всякое может быть! Расскажу совершенно нетипичный случай. В июле 2012 года в группу фотографов попала Светлана, которая профессионально занималась детским туризмом. Сначала я даже обрадовался, потому она опытная, а человек с опытом всегда приносит пользу. Однако, оказалось не всё так просто...

В этом походе профессиональные навыки оказались вовсе ни к чему. Вероятно, Светлана была хорошим руководителем в своих группах, но в данном походе ей не хотелось быть просто участником, которым она и являлась, а... хотелось по привычке тоже руководить. Тем более, в группе оказались подростки - как раз такие, с какими она обычно и работала. Так что Светлана почувствовала себя в горах, да ещё с подростками, совершенно в своей тарелке, и принялась командовать. Возможно, мне нужно было сразу её одёрнуть, не знаю. Но я не спешил, потому что Светлана по существу была права. Вот утром все собираются на завтрак, а молодёжь опаздывает. Вы же знаете, как дети любят поспать, и как им утром трудно вставать. Поэтому случалось, что мы кушаем кашу, дети ещё в палатках, а Светлана пронзительно кричит:
- Па-адъём! Каша готова! Каша остывает! Может, вам кашу в палатку плеснуть?!

Дети нервничали от этих криков, да и взрослые тоже поёживались. Зато Светлана, не чувствуя сопротивления, стала распростанять свои команды и на взрослых. Опять я не стал ей мешать, потому что формально она опять была права. Вот собирается группа в радиалку, 20 человек уже готовы, и настало время идти, а некоторые задерживаются. Нехорошо, конечно, опаздывать и заставлять народ ждать. Я отношусь к таким людям терпимо. Ладно, можно и задержаться на 5 минут. Ведь погода хорошая, мы особенно не спешим, и вообще люди на отдыхе, можно немного и расслабиться. Но Светлана требовала торопиться, причём весьма пронзительно.

Через несколько дней некоторые участники стали жаловаться мне на Светлану:
- Почему она на нас кричит? Нечего нас строить! У нас уже есть начальник. Одного хватит.
Но я не стал делать замечание Светлане. Подумал, что она ведь права, поторапливая медлительных. Хотя потом вижу - а народ-то стал сторониться Светланы, на отдыхе даже никто не хотел рядом с ней сидеть.

Возможно в том была моя ошибка. Я ничего не предпринимал, ожидая, что ситуация решится сама собой. Светлана же взрослый человек, может и сама заметить, что отношение к ней группы изменилось. Однако, Светлана не менялась.

Но однажды всё изменилось. Тот день был самым трудным в походе. Мы свернули палатки, собрали рюкзаки и пошли на перевал, чтобы разбить лагерь на берегу другого озера. Вышли по ясной погоде. Но через четверть часа заморосил редкий дождик. было совершенно непонятно, будет он лить весь день или сейчас прекратится. Но идти под дождём трудно. Можно и ноги стереть, когда носки влажные. Ладно, подошли мы к перевалу, дождь усиливается, и тогда я спрашиваю группу, не лучше ли нам отложить переход на завтра, а сейчас разбить лагерь прямо тут.
- Нет, лучше идти! - заявил народ, - а то получится, что мы цели не достигли, от этого настроение может испортиться!
Ладно, если настроение боевое, то пошли. При хорошей погоде этот переход обычно занимает три часа. Сейчас, наверное, потребуется не менее четырёх часов. Ну, это приемлемо. Пошли дальше.

Поднимаемся на перевал, под дождём. Удовольствие то ещё...Ведь дождевые накидки эффективны часа два, а потом всё промокает... Вот уже и в ботинках зачавкало. Особенно мне было жалко Вилению. Дело в том, что она дежурила со мной, а дежурные кормят своими продуктами всю группу. Получилось так, что вся группа уже отдежурила и разгрузилась, а у нас с Виленией все продукты пока нетронутые, и потому рюкзаки самые тяжёлые. Ох, Вилка, прости меня за это. Впрочем, она вовсе не роптала, а даже улыбалась и успевала фотографировать. Зато у Светланы вдруг случилась истерика. Вот тебе и опыт! Новички терпят, а инструктор истерит - и так, оказывается, бывает! А Светлана накричала... на меня.
- Михаил!!! А-а-а! Вы знаете, что часть группы отстала? А-а-а! Вы знаете, что идёт дождь?! А-а-а...
Но даже в эту минуту я не стал делать ей замечания. А группа отреагировала уже иначе. То-то, смотрю, у них лица напряглись... Ладно, я пошёл вниз, чтобы посмотреть, кто там остал, не нужна ли помощь. Оказалось, что ничего страшного, двое участников отстали всего на минуту, а у нас привалы через каждые 5-10 минут.

Мы передохнули и пошли дальше. Но с этого перевала Светлана уже никого не строила... Уж не знаю, что там группа ей сказала. До этого была ситуация, когда одна участница меня предупредила:
- Если эта Света ещё раз на меня заорёт, я ей в глаз дам.
Может быть, так и случилось? Хотя синяка под глазом не наблюдалось. Тем не менее, Светлана вдруг стала, как шёлковая. Поход продолжался. Мы шли по графику, посещая самые красивые места, много фотографировали. По утрам дети по-прежнему опаздывали к завтраку. Светлана, видя такие опоздания, открывала рот для крика, но ловила строгие взгляды группы и... молчала. Так ситуация и решилась сама собой. Хотя вопрос остался спорным - может быть, мне нужно было всё-таки самому вразумить слишком ретивого инструктора...

А психологический климат в группе наладился, постоянно звучали шутки и смех. Поход всё-таки превратился в праздник, чего мы все и ожидали. Вот такой хэппи-енд.

По вечерам мы проводили велёлые тренинги на невербальную коммуникацию, и каждый тренинг превращался в спектакль, в комедию. Лишь один человек отказывался от участия в тренингах - как раз тот, которому они и были нужнее всех. Но это уже другая история.

В последний день похода мы устроили общее собрание и традиционный разбор полётов. Каждый высказывал своё мнение - что ему понравилось и что не понравилось. День перехода через перевал под дождём отметили, как единственный трудный день в походе. Про Светлану не стали говорить - она же исправилась. Поход признали успешным. Фотографы получили тысячи уникальных фоток и пребывали в восторге. Некоторые на следующее лето снова пошли со мной в горы, другие поехали со мной на Байкал. Светлану я больше не видел.

Моё мнение: Будь поход спортивным и серьёзным, я бы сразу поставил Светлану на место. Спорт - это очень серьёзно. Но этот поход не был спортивным, требования ниже. Возможно, Светлану нужно было приструнить, но мне казалось, что грани дозволенного она всё же не переступала. А урок такой: не каждому опытному туристу нужно радоваться! Нужно следить и бдить... Моё решение защищать Светлану от группы было, вероятно, ошибочным.

- Конфликты в походе
- Женское упрямство
- Пошла одна девушка пописать...