Неделю назад сходила на выставку в гор. музей Хайфы, посвященную недолгой истории израильского автопрома. Каковой зачинался как раз в Хайфе. Поностальгировала. В 90м-92м ездить на работу я могла только до полдороги, дальше с полтора км или пешком по эээ ароматной и (зимой) снабженной глубоченными лужами промзоне, или тремпом. А у сослуживца, жившего в том же подхайфском городке, была как раз "Сусита".
Но по порядку.
После создания государства здесь был дефицит с одной стороны - валюты, с другой - рабочих мест. "Форд" (британский) увидел тут свой шанс и решил построить сборочный завод в Израиле. Но арабские страны немедленно пригрозили бойкотом, и "Форд" передумал.
И тогдаааа!!!! на сцену выходит такая личность, как
Эфраим Илин (т.е. наверняка Ильин). Харьковчанин по рождению, в 1925м (ему 12) семья перебирается в подмандатную Палестину. Эфраим учится в гимназии "Герцлия" (18й выпуск), участвует в отрядах самообороны, едет в Бельгию обучаться экономике, активист в еврейской студ. организации, водится с Жаботинским... По окончании возвращается в страну, занимается коммерцией, женится... В 1938 Яир Штерн зовет его в ЭЦЕЛЬ, состоявший тогда, собственно, из ячейки организаторов. (Дальше идет одна из многочисленных наших историй о терках между левыми и правыми подпольями, взаимными подозрениями в предательстве и коллаборантстве с бриттами и т.п.) Короче, Илин, помеченный большим партийным недоверием, возвращается к коммерции, причем весьма успешно, - настолько, что в 48м участвует в проворачивании оружейной сделки с Чехословакией в Войну за Независимость (при этом прикупив овощей в Европе для прикрытия груза с оружием, и успешно продав их здесь), потом покупке 50 Спитфайеров в Чехословакии и перегоне их сюда через Югославию...
И вот после облома с "Фордом" английский еврейский барон, владелец "Маркса и Спенсера", знакомит Илина с руководством новой американской автомобильной компании
Кайзер-Фрейзер. С благословения (на тот момент, 1950 г, без пяти минут любавичского ребе) Менахема-Мендла Шнеерсона (!) Илин организует фонд для создания совместного предприятия, и через полтора года, в 1951м, открывается завод этой компании в Нешере, Бен Гурион разрезает ленточку.
Вот здесь желающие могут посмотреть тогдашний киножурнал
о производстве "Студебеккеров" на этом заводе, который в какой-то момент стал "Кайзер-Илин". Производство внутри страны решало проблемы с валютой - как касаемо машин для внутреннего рынка, так и за счет экспорта (в 1950-55г. их продукция составляла 28% израильского промышленного экспорта), и трудоустраивало сотни новых репатриантов.
А вот здесь их "Кайзер-Манхэттен"- на
Израильской пром. выставке 1956г в Хайфе (в самом начале)
Не могу не воткнуть сюда также кадр с монтированием нашего родного рабочего (без колхозницы) для этой выставки.
Ну дальше появились конкуренты, к середине 60х дела пошли хуже, кончилось всё тем, что внутриизраильский конкурент - Шубинский - получил нехилую правительственную ссуду на выкуп производства у Ильина. (не переживайте за Ильина, он дожил до 99 лет, был покровителем искусств, оставил большую коллекцию Беер Шевскому университету, сосватал Ватикану картину Реувена Рубина, и т.д. А производство армейских джипов перенеслось в Нацрат-Илит, ныне Ноф а-Галиль, где и продолжалось до 2019 г.)
А теперь начинаем переходить к "Сусите". В 1952 г. оле из Чехословакии (успевший, впрочем, повоевать в Войне за Независимость - водителем санитарной машины/санитаром)
Ладислав Шнеллер открывает в Нижнем городе Хайфы (то есть, собственно, рядом с нынешним музеем) заводик по производству трехколесных фургончиков с фиберглассовым кузовом из частей от британнской фирмы Reliant. Вот они тут, и Ладислав, и фургончики
И тут на него в конце концов натыкается бизнесмен Шубинский, у которого много дел в Хайфе (порт же). И видит бизнес-идею.
И в 1957г. регистрирует фирму "Autocars" (совладельцы - Шубинский, Шнеллер и импортер "Форда"). Вот на первом снимке в посте видна эмблема - крайне стилизованные алеф и куф.
И вскоре в Хайфский порт прибыл от Релайанта груз деталей уже для четырехколесных средств передвижения. Предприятие открылось тут же неподалеку, на Дерех Яффо 145.
А что же,- скажете вы, - поляк здесь, словак здесь, английская фирма здесь, а что за автопом без немцев? А вот вам - конструктор Карл Хайнц, после репатриации - Ханан Леви. (Родители успели выбраться из Германии в Англию, там юный Карл начал в 42 году работать в ремонтных мастерских для армейских машин, а после войны - на этом самом Релайанте, а в 59 репатриировался). Разработчик большинства моделей "Суситы".
(
продолжение следует)