Детский лагерь Саласпилс - самый страшный в мире банк крови

Nov 15, 2024 22:19

https://vk.com/wall154074397_5849?w=wall154074397_5849
"Так в моей, жизни получилось, что в 1975 г я училась несколько месяцев в Риге, ходила в местную школу, недалеко от дома, где мы жили в гостях у бабушкиной сестры, тети Зины.
Был теплый октябрь , и наш класс повезли на целый день, на экскурсию, в Саласпилс. Этот город совсем недалеко от Риги. Нас , школьников, был целый автобус, а рассказывать о месте, в которое мы ехали, должна была мама одного мальчика из нашего класса.
Мне было 12 лет, я родилась в Свердловске, хотя оба моих родителя эвакуированные. Папа из Тулы, мама из Донецка (Сталино). У нас сохранены дома эвакуационные документы. Я слышала дома рассказы об эвакуации, о войне, на которой был дедушка Лева, призван был в г. Константиновке, Сталинской области в 1941г. Я знала, что все наши родственники расстреляны в Бабьем Яру. Я знала, что моя прабабушка жила в соседях с семьей Олега Кошевого, когда они жили в Прилуках, откуда мои были родом. И еще после войны прабабушка переписывалась с Кошевой Еленой Васильевной, и все, что произошло с молодогвардейцами знали практически из первых уст, намного больше, чем написано в "Молодой гвардии" А . Фадеева.
Но то, что рассказывала мама этого мальчика для меня было потрясением. Я хорошо это помню потому, что вернувшись в родной любимый, Свердловск, я перессказывала неоднократно эту поездку. И еще был набор открыток о Саласпилсе...
Саласпилс-город рядом с Ригой, и около него был организован концлагерь для детей. Там были и взрослые, но она рассказывала о себе , а ей тогда было 8 лет. А в 1975 ей было немножко о меньше 40. Она говорила о том, что пережила ее семья. Ее младшего брата и их маму привезли в лагерь, в 1941г. Их сразу разделили, мать была отдельно. Мать погибла быстро.
А они с братом жили в детском бараке. В этот барак поступали отобранные дети всех возрастов, начиная от совсем новорождённых. За ними ухаживали дети постарше 5-7 лет. Но жили они совсем немного, несколько дней. У всех детей лагеря брали кровь для немецких солдат, на фронт. Кровь брали , пока ребенок не терял сознание от кровопотери. Потом возвращали в барак, она показывала где стоял их барак. Несколько мальчишек , в их числе ее брат, наивно, по детски, решили убежать. Конечно, же их тут же заметили и разорвали собаками. Она говорила о голоде, что совсем маленьким детям давали кашу и кофе, от которых они очень быстро умирали, считали, что еда была отравлена. Она показала где были душегубки , как далеко от бараков была баня, в которой имелась только холодная вода, и после нее детей сутками держали голыми.
Она не боялась, что мы , вроде бы еще подростки, могли узнать такие жуткие вещи, ведь она была меньше нас, и она это пережила. Она не щадила нас, и это было правильно.
Она много рассказывала. Лагерь уже тогда был мемориальным комплексом. И она водила и водила нас по лагерю, вот тут была виселица, а тут лазарет, где оперировали без наркоза , а тут забивали мотыгами, а тут складывали трупы, а тут проводили проверки заключенных. А тут стоял дом, в который немцы приезжали и выбирали себе детей-работников. Так спаслась и она, в 9 лет ее взяли ухаживать за скотом в деревню, в Германии.
Она много чего вспоминала, сейчас я бы сказала, что ее прямо прорвало. Она не была гидом, она была мамой нашего одноклассника.
Всю обратную дорогу мы молчали, и ходили потрясенные еще несколько дней. Помню, как она постоянно повторяла :"Нас освободила Красная Армия, если бы не Красная Армия.. " . Тогда ребенком, я понимала, что она благодарна нашим солдатам.
Детский лагерь Саласпилс -самый страшный в мире банк крови."
Ирина Волкова

Саласпилс

Previous post Next post
Up