Попалось мне нечто, как говорится у ролевиков-ДНДшников, "хрен знает, что такое, но +3"... в данном случае - какой-то технический объектив, из надписей на котором следовало, что он производства КМЗ, имеет фокусное расстояние 28мм, относительное отверстие f/2 и диапазон установки диафрагмы f/2-f/3.5. Ни марки, ни модели, просто линзоблок размером с напёрсток, оснащённый весьма аскетичным кольцом установки диафрагмы.
Исследование показало, что объектив имеет схему типа "Планар", скорее даже разновидности "Биотар", то есть представляет собой нечто вроде вдвое уменьшенного "Гелиоса-44". Простейшая проба путём приставления рукой к байонету камеры показала, что кадр объективчик кроет и резкость имеет весьма хорошую, а задний отрезок примерно соответствует известным "родственникам" - ОКС1-28-1 и Гелиос-89, т.е. около 20мм.
Потому решено было имплантировать этот безымянный объектив в корпус от похабного корейского 28/2.8 с установкой прямо на Sony NEX.
Процесс начальной разборки не заснял, но вкратце: линзоблок у корейца состоял из двух сборок, вкрученных в центральную бобышку, в которой находилась диафрагма с механизмом установки. Естественно, эту самую бобышку пришлось раскорячить, как бог черепаху - отвинчена задняя стенка, выкинута диафрагма и срезано всё лишнее.
Безымянному 28/2 после снятия кольца установки диафрагмы и разборки расширил паз, в котором ходит винт, соединявший кольцо со шлицевой коронкой примерно на один шлиц, диапазон установки диафрагмы стал f/2 - f/8. Так как диафрагму пришлось разобрать, пару часов угробил на обратную сборку: уложить десять серповидных лепестков в корпусе диаметром около сантиметра, да ещё три последних под предыдущие запихать - дело не самое простое. После сборки вклеил объектив в изувеченные останки бобышки.
При проверке оказалось, что придётся эту самую бобышку на миллиметр сдвинуть назад - хода геликоида не хватало. Наклеил в качестве прокладок кусочки проволоки.
Для связи диафрагмы с кольцом на корпусе доработал деталь из "родного" корейского механизма: увеличил диаметр отверстия и приклеил эпоксидкой вильчатый поводок, который будет цепляться за винтик.
Собранный механизм подтвердил работоспособность идеи.
И в награду за хорошее поведение с обратной стороны был окрашен чёрной матовой краской
Так как изначально диафрагма у корейского 28/2.8 была "прыгающая", то есть прямой связи кольца с диафрагмой не было, пришлось выпилить из кусочка стали, согнуть и приклеить ещё одну "вилку".
Кроме того, ход кольца оказался меньше, чем нужно, потому пришлось поработать дремелем с шарошкой, выбирая паз для ограничителя хода на кольце и для "вилки" на корпусе.
Контрольная сборка... работает!
Дальнейшее совершенно очевидно: оборачивающее кольцо для Sony NEX со срезанной резьбой просверлено и прикручено.
Чтобы объектив спереди выглядел пристойно - выкинул линзы из передней сборки "корейца", немного подрезал её корпус и вставил на место. А свежесобранный объектив прицепил на Sony NEX-5N.
Для полной красоты осталось сделать шкалу установки диафрагмы и шильдик спереди - всё-таки это уже не Hanimex 28/2.8, а КМЗ 28/2.
Первые же тестовые снимки показали, что виньетирование(геометрическое) у объектива на открытой при фокусировке на бесконечности... скажем так, не маленькое. Хотя резкость по центру очень даже очень. На Ff/8 уже и резкость по полю более чем пристойная, и виньетирования не заметно. Цветопередача и контраст на открытой вполне "Гелиосовские", и так же как у 44-го, стоит чуть поджать - всё становится гораздо симпатичнее.
f/2:
Оно же после небольшой обработки - коррекции затемнения от виньетирования и баланса белого(снимал в JPEG, при обработке RAW эффект был бы лучше):
f/8
Боке, как и следует из виньетирования, "кручёное с лимончиками":
Ещё несколько примеров на f/2:
И на f/2.8 - f/4:
На f/8 уже весьма хорош, лучше большинства дорогих зеркалочных 28/2:
Думаю, для неизвестно чего непонятно откуда рисует достаточно неплохо. Хотя для уменьшения виньетирования надо попробовать расточить закрутку задней линзы. Ну и торцы линз для лучшего контраста зачернить. Диафрагму чернить не буду - лепестки очень тонкие, кислота до дыр проест.