Vivitar Auto 3X Tele-Converter Model 3X-1

Jun 22, 2012 10:56


По случаю(в ебейном "сбродном лоте") попался мне замысловатый образчик фотографической техники - трёхкратный телеконвертер выпуска 70-х годов прошлого века под маркой Vivitar. Изделие красивое, качественное, укомплектованное кожаным кофром, но по сути малополезное. Хотя, конечно, и не столь убогое, как сбывшаяся мечта украинского страдальца, про которую см. http://nukemall.livejournal.com/42943.html.
Для начала немного теории: телеконвертер "растягивает" формируемое объективом изображение в указанное на нём число раз, при этом во столько же раз уменьшая относительное отверстие. Т.е. поставив через 3Х телеконвертер объектив 50/1.8 мы получим примерно 150/5.6, при этом конвертер неизбежно внесёт в изображение свои аберрации. Так как изображение "растягивается", то для осмысленности использования телеконвертера в данном случае объективу необходимо иметь трёхкратный(!) запас разрешающей способности. Большинство объективов имеют разрешение в центре кадра около 40-50 пар линий на миллиметр. Матрица моего Sony NEX-5N имеет размер по короткой стороне 15,6мм и разрешение 3264 пиксела, то есть около 209 пикселей на миллиметр, что при делении на 4(с запасом на то, что не всякая линия попадёт в пиксел, дебайеризацию итп) даёт 52 пары линий на миллиметр. Получается, что со "средним" объективом использовать любой телеконвертер бессмысленно - обрезка изображения в графическом редакторе окажется эффективнее. Что, собственно, при установке через испытуемый конвертер объектива "Гелиос-44-2" и подтвердилось: деталей на картинке не прибавилось, зато вносимые конвертером снижение контраста и хроматические аберрации оказались весьма заметны. Потому для тестирования был взят очень резкий(по крайней мере, самый резкий из имеющихся у меня объективов с креплением М42) объектив Fujifilm Fujinon 55/1.8.


Естественно, на f/1.8(то есть через конвертер уже f/5.6) ничего хорошего не получилось(да и не ожидалось):




При закрытии диафрагмы до f/2.8(относительное отверстие f/8.4) картинка стала заметно живее:




Контрольный выстрел - то же самое, но без конвертера, с использованием имеющейся в камере функции "цифровое увеличение":




А теперь сравним 100% кропы:







Телеконвертер совершенно очевидно изменил цветопередачу и добавил хроматические аберрации. На снимке с цифровым увеличением сильно портят картинку артефакты JPEG-сжатия, но если снимать в RAW различия в детализации будут минимальны. В общем, даже с хорошим объективом не самый плохой трёхкратный телеконвертер ничего особенно интересного не показал.

fujifilm, vivitar, телеконвертер, обзоры объективов, объективы, фототехника

Previous post Next post
Up