Дзэн Шестого Патриарха - "Сутра Помоста"

Mar 04, 2007 21:59


На своем обычном уровне сознания мы испытываем реальность как некий обман чувств из-за наших грубых органов восприятия и только в состоянии глубокого созерцания мы можем преодолеть феноменальный мир, обусловленный нашими органами чувств, и достичь трансцендентальной космической реальности, известность в буддизме как нирвана или буддовость.
Учитель [Хуэйнэн] сравнивает взаимосвязь между созерцанием и мудростью со взаимосвязью существующей между словами и мыслями. Если человек говорит о добрых делах, а в мыслях он замышляет недоброе, то между словами и делами нет никакой взаимосвязи. Равным образом человек у которого нет взаимосвязи между созерцанием и мудростью, не достигнет просветления, не достигнет просветления. Поэтому наставник указывает на то, что необходим открытый ум (сознание), т.е. прямой и без каких либо злых мыслей.
...
"Сутра Помоста":
Что такое "отсутствие признаков"? "Отсутствие признаков" - это умение отрешаться от внешний признаков [вещей], находясь среди признаков (форм). "Не- мысль" ("отсутствие мыслей") - это умение не мыслить, погружаясь в мышление. "Не-связанность" - это изначальная природа человека.
Последовательный поток мыслей не должен останавливаться, задерживаться на чем-либо; прошлые мысли, нынешние мысли и будущие мысли - мысль за мыслью - должны следовать друг за другом не прерываясь. Как только одна мысль прерывается, дхарма-кая отходит отходит от рупа-каи. В последовательном процессе мышления не нужно ни на чем останавливаться, ибо, как только одна мысль задерживается, весь последовательный поток мыслей останавливается и вызывает связанность. Если же погружаясь во все вещи, последовательный поток мыслей не задерживается, то связанности (скованности) не будет. Поэтому-то "не-пребывание" ("отсутствие опоры") является основой.
...
"Не-связанность" - является  изначальной природой человека, которая на языке дзэн-буддизма означает трансцендентальную реальность. Иными словами, в трансцендентальной реальности мысли не привязаны к дхармам, т.е. они не проявляются как обособленные объекты  и процессы [взаимодействия этих объектов], в отличие от феноменального мира.
Если человек сумеет оторвать мысль от ее конкретного реального выражения, тогда его духовное тело [дхарма-кая] освободится от материального [рупа-кая]. Этот специфический дзэнский язык означает, что если человек сумеет достичь состояния не-мысли, он осознает, что все что раньше представлялось ему его материальным телом, в действительности одна лишь иллюзия и что в момент просветления, когда исчезает понятие времени, оказывается что нет различия между самим человеком и окружающим его миром. К примеру, он будет чувствовать, не используя научные приборы, что вся поверхность его кожи в действительности не является поверхностью, отделяющей его так называемое внутреннее существо от его так называемого внешнего окружения, и что сквозь эту воображаемую поверхность струится постоянный поток субатомных частиц.
У непросветленных людей стоит лишь одной мысле оказаться привязанной, та же участь постигает и другие мысли, ибо мысли непрерывно связаны между собой. Таким образом мы оказываемся намертво связанными с возникающими мыслями, что и увековечивает весь круговорот перерождений. Цель буддизма - освобождение от этих пут [привязанностей], в дзэн-буддизме само освобождение часто приходит внезапно.
...
Вон Кью-Кит. "Энциклопедия дзэн", стр. 121-124 (123-126)

самосовершенствование, Дзэн

Previous post Next post
Up