Годовщина Голодомора

Nov 17, 2017 21:31

Сегодня (текст от 26.11.2016 года. - прим nukus) мы вспоминаем один из самых мрачных дней своей истории. Если поразмыслить, то Голодомор оказался трагедией, не сопоставимой ни с чем, что выпадало нам за полторы тысячи лет истории. Коллеги уже много писали по этому поводу, мы же затронем всего два вопроса, один из которых - личного характера.


Те, кто застал СССР, хорошо помнят, во что постепенно превращалась кулинария на кухнях простых людей. В маленьких городках у людей за городом были земельные участки, где выращивалась картошка, огурцы, помидоры и другие овощи и фрукты, там же садили малину, смородину и крыжовник, он же - агрус. Все это, в положенное время, собиралось, выкапывалось и обрывалось для того, чтобы хватило до следующего лета. Собственно говоря, если бы всего этого не было, то мы бы вполне увидели голод и в конце 80-х.

Так случилось, что в месте, где жили мои дедушка и бабушка, работал колбасный цех. Кто в теме - знают, что это такое для населенных пунктов. Устроиться туда на работу было практически невозможно. Возможно, кто-то читал об отборе в отряд космонавтов или подобные команды, так вот это все - ерунда. Отбор в колбасный цех был намного жестче. При этом, работники, а особенно работницы, были чуть ли не личной собственностью руководства. Дамы по первому намеку ублажали руководство любым способом, а мужчины работали, дополнительно к основной работе, «мулами». Они выносили колбасу и мясо за пределы предприятия. Потом добыча делилась определенным образом. Конечно, начальство тащило и другими способами, но и отнимать половинить добычу своих рабов тоже не ленилось.

Короче говоря, колбаса сорта «варенка», о которой так ностальгируют совки, по 2.20, там кончилась позже, чем в прочих местах. Ее иногда «выбрасывали» в магазины, где ушлые граждане уже занимали очередь. Сама очередь достойна отдельной темы, ибо это - срез общества, с его склоками и мордобоями. Но эту ностальгирующую публику автор жестоко разочарует. Чем ближе к полному окончанию колбасы, тем меньше надежд было найти в ней мясо. Многие скажут, что и сейчас там соя и еще черте что. Наверное, но в те времена сои не было, а вот черте чего там было под верх. Эта информация - из первоисточника. Мы не станем приводить здесь то, из чего колбаса делалась, но фантазии молодежи тут явно не хватит.

Так вот, как-то бабуля, к которой автор приехал погостить, заходилась готовить котлеты. На вопрос «откуда мясо?» пояснила, что это не мясо, а перекрученная в фарш колбаса. Надо сказать, что автор тогда жил примерно в 3 тыс. км. от бабушки и там с едой было более-менее нормально, ибо в то место можно было попасть только самолетом, да и то - лишь при наличии прописки. Короче говоря, такие упражнения с колбасой вызвали у меня массу вопросов, и тема резко перешла в запретную. Так вот, бабушка рассказывала следующее.

Во время войны эта местность была под оккупацией. Стояло несколько подразделений итальянцев и румын. С ее слов, ни до, ни после этого времени она не пробовала таких вкусных сосисок, шоколада и других продуктов. Местные жители работали на восстановлении взорванных предприятий, за что получали паек и деньги. Короче говоря, по сравнению с коммунистами, жили неплохо и главное - бояться было нечего. Потом пришли «наши», и снова начался голод.

Тогда я поинтересовался, что значит «снова». Бабуля сказала, что и до войны с едой было не очень. Так что у нее масса рецептов готовить еду из самых неожиданных вещей. Она сказала, что мне лучше не знать, из чего готовили еду в те времена. А потом получилось нечаянное продолжение разговора о родственниках на ее родине, восточнее Харькова. Вот во время этого разговора, глядя на ужас в ее глазах, я стал догадываться, из чего готовили пищу в ее селении, откуда ей повезло уехать на «большую стройку» за пару лет до голодомора. Скажем так, живых родственников не осталось и что более показательно, там не осталось даже могил. Понимать это можно как угодно, ибо бабушка отрезала эту тему. И дед, родом из Сумской области - тоже сказал, что не надо мне знать, что стало с их родственниками. Даже имен их не называли.

Так что котлетки из колбасы - не самое интересное из советской кулинарии. В те времена практиковались вещи, за которые надо было бы разодрать на части «товарища Сталина» и иже с ними. Но есть некая мудрость о том, что убийство одного человека - преступление, а убийство миллиона - статистика. Тем более, когда этих миллионов несколько.
ИСТОЧНИК

Голодомор, люди, еда, истории, СССР

Up